"Молодежная газета" г.Уфа

Школа жестокости,

Posted on: Ноябрь 11, 2011


или Как защитить образование от вируса насилия

 

Школьник Дима Флавианов прогулял урок географии. Конечно, это не понравилось учителю – он сделал ему замечание… Ну у кого в школе не было чего-то подобного? Стандартная, можно сказать, ситуация. Так почему же гремела эта история на всю страну? Да потому что закончилась она настоящим ЧП – ножом, воткнутым в спину учителя!

В прошлом году бурно обсуждалось скандальное видео «Серега против Вафли», снятое на мобильный телефон школьниками Шелеховской школы Иркутской области и выложенное в Интернет. На нем четко видно, как несколько учеников издеваются над 73-летней учительницей физкультуры, избивают ее ногами.
А сколько подобных историй, пусть не таких громких, происходит каждый день практически в каждой школе! Даже не вооружаясь данными статистики, можно с уверенностью говорить, что случаи насилия в школе значительно участились. Этой теме был посвящен прошедший на днях XII Всероссийский интернет-педсовет. Его участниками стали педагоги, родители, ученики и общественные деятели. Вопросов оказалось гораздо больше, чем ответов.
Каковы причины возникновения агрессии в отношении учителей? Какие меры следует предпринять, чтобы остановить ее распространение? Кто и как должен защитить учителя от ученической и родительской агрессии? Следует ли привлекать к ответственности учеников за издевательства над учителями? Что делать учителям, пострадавшим от насилия воспитанников? Как милый вихрастый первоклашка с широко открытыми глазами превращается в изверга? Каково участие учителя и образовательной системы в этом превращении?
Учитель потерял священный ореол уважения в глазах своих подопечных, их родителей и общества в целом. Учитель унижен в школе прежде всего работодателем, учредителем и самой экономической ситуацией. Учитель не производит материальных ценностей, и отношение к нему – показатель уровня развития общества. Учитель пытается выжить – набирает часов побольше, проверяет тетради и пишет планы по ночам. Учителю часто приходится выполнять бессмысленную бумажную работу. У очень многих из них мечта – побольше времени проводить с детьми, с классом, а не корпеть над писаниной, нужной только для отчета.
Конечно, молодые, продвинутые, устремленные вперед учителя, владеющие современными методиками и говорящие с учениками на общепонятном языке, тоже есть. Присутствуют и уважение к таким учителям, и даже обожание, и любовь. Но, к сожалению, весь этот позитив – в подавляющем меньшинстве.
«Ну кто будет работать за такую зарплату?», – восклицают выпускники педагогических вузов и уходят в бизнес… Средний возраст учителя в России 50-55 лет. Не секрет, что некоторые из учителей-пенсионеров если и не впадают в маразм, то однозначно страдают какими-либо отклонениями в силу возраста и ухудшающегося здоровья. У той же «Вафли» из ролика были провалы в памяти (!). Еще пару лет назад в одной из уфимских школ преподавал учитель литературы, который на уроках либо читал старшеклассникам вслух, либо просто засыпал прямо во время урока. Школьникам на уроках было весело: учитель никогда не делал замечаний, можно было заниматься своими делами, болтать по мобильному, а если нечего делать, кидаться тряпками… На вопрос «Ну как вам учитель?», дети отвечали с усмешкой «Да какой он учитель!». Кто-то скажет: «Вот изверги! А как же отношение к пожилым людям?!» Но кто заставит учеников уважать такого педагога, который уже не способен преподавать.
Участники дискуссий никоим образом не пытались оправдать жестокость детей по отношению к учителю, но поднятая тема дебатов многих не оставила равнодушными.
– Это правда, – говорит учитель на пенсии Мария Николаева, г. Стерлитамак. – Старых учителей – перебор. В нашей школе, например, 40-летняя учительница считалась молодой… Вовремя уйти – это важно. Это значит сохранить самоуважение и уважение своих учеников. Сама я работала на пять лет дольше, чем надо было. Все хотела уйти, но администрация просила остаться – некому было вести предмет. Да и после ухода на пенсию меня не забывали, приглашали пару раз заменять заболевшую учительницу.
В наше время учитель, лишенный общественного уважения, оказался в «группе риска».
– Положение учителя становится отчаянным и, вместе с тем, трагикомичным, – признается уфимский педагог Дмитрий Детинин. – Помню, как во время ремонта школы один рабочий спросил меня: «А чего ты здесь делаешь? Другой работы не нашел, что ли?». Молодой мужчина, отдающий себя нервозной, низкооплачиваемой работе, вызывал у него недоумение и, видимо, представлялся непутевым неудачником, не способным ни на что серьезное и перспективное. Мнение это, увы, распространенное. Над учителями теперь и дети смеются, всё более причисляя их к шутам.
К слову, за рубежом положение ничуть не лучше, чем в России. Как сообщает newsru, в результате опроса, проведенного среди учителей Испании, выяснилось, что 15 процентов педагогов подвергается насилию со стороны учащихся, а 73 процента – постоянным оскорблениям. Статистика ухудшается в том числе за счет роста числа самых разнообразных форм унижений в Интернете. Что же делать? Последовать примеру Франции и вводить закон, по которому за агрессивные выходки школьников старше 13 лет ждет наказание до 6 месяцев тюрьмы? Делать призыв, как в Японии, не рассчитывать на полицейских, а заниматься спортивными единоборствами и вооружаться деревянными мечами? Разрешить ношение и применение электрошокеров во время урока?
– Я работаю в школе девятнадцать лет, – делится с форумчанами учитель информатики Натига Мамедова из Баку. – Агрессии со стороны учеников я не испытывала никогда и горжусь этим. Из своего опыта могу сказать, если учитель хорошо знает свой предмет, постоянно развивается, ищет и внедряет в своей работе новые методы, уважает себя и стоящего перед ним ученика (будь то даже двоечник или хулиган), то у него этих проблем не будет. Добиться взаимоуважения – основы всех культурных отношений – первый из предложенных рецептов от насилия в школе.
Очевидно, что вирус насилия с каждым годом продолжает распространяться. Если вовремя не сделать прививки, не подготовить меры профилактики, он может вызвать разрушительную эпидемию. «Насилие происходит не от избытка силы, а от страха и бессилия, – считает постоянный участник Всероссийского интернет-педсовета, конфликтолог Любовь Цой. – Насилие – это патология, она есть и ее надо лечить, учиться управлять силой». Участники и организаторы интернет-педсовета надеются быть услышанными и понятыми не только большинством граждан страны, но и депутатами, государственными деятелями, которые докажут, что способны не только разрушать наработки старой системы образования, но и построить хоть что-то новое.
Темы, которые представлены в обсуждении на сайте http://12.pedsovet.org
«Ученики или изверги? Есть ли основание бить тревогу?»
«Соратники или покупатели? Если родитель «покупает» ваши услуги, то он всегда прав?»
«Партнеры или конкуренты? К чему приведет борьба коллег за часы, за баллы, за внимание администрации, за надбавки?»
«Отец родной или диктатор? Как создать здоровый климат, не зависящий от настроения и характера директора?»

Данные статистики

По результатам проведенного в России опроса, 46,9 процента респондентов считают, что чаще всего жертвой насилия в школе становится ученик, 42,7 процента – что учитель. 59,9 процента признали, что самый страшный вид насилия – психологический.

За что уважать учителя

Татьяна Давыдкова, администратор сайта:
– Большинство современных учителей – посредственность. Хорошо, если они просто – никакие, а ведь есть и те, кто может нанести детям психологическую травму своим поведением. В классе моего сына был случай, когда учительница кидалась ботинками в ученика! Какой бы ни был его проступок, это, на мой взгляд, выходит за рамки.

Резеда Гильванова, технолог одежды:
– Правильно говорят – выбирать надо не школу, а учителя. Моя внучка еще маленькая. И я, признаюсь, с ужасом думаю, в какой мир она попадет. Страшно отдавать в школу ребенка, зная о том, что там его могут оскорбить, унизить, избить, ограбить, изнасиловать, подсадить на наркотики, убить. Школа – отражение того, что есть в жизни. Но так хочется, чтобы школа была местом, защищенным от насилия.

Алла Рубцова, журналист:
– Учитель – профессия, для освоения которой недостаточно образования, нужен талант. И таких специалистов – учителей от Бога – единицы. Это настоящие бриллианты. Моей дочери и ее одноклассникам очень повезло, у нас именно такой педагог – учитель начальных классов гимназии №39 Лидия Геннадьевна Филимонова.

Данила Ганиев, менеджер:
– Сложный вопрос. Когда я учился, учителя были в почете. Грубость в адрес преподавателя, сказанная вслух, считалась серьезным проступком. Сейчас все наоборот: учитель – профессия для слабаков, для пенсионерок, которым пенсии не хватает, для девочек-выпускниц, которые больше не смогли никуда устроиться. Мужчина-учитель в понимании общества – лузер.

Екатерина Волкова.

Реклама

1 Response to "Школа жестокости,"

Данила, я с вами не согласна. Кому-то нравится учить детей, это их призвание, поэтому человек идёт работать в школу. Тем более в работе учителя есть свои плюсы, например 2-х месячный отпуск. И мне жаль, что администрация спускает на нет все конфликты учителей и учеников, а также встают на сторону учеников.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: