"Молодежная газета" г.Уфа

Две стороны прилавка

Posted on: Ноябрь 11, 2011


Как превратить шопинг в испытание

 

Российские специалисты в сфере нанотехнологий сулят нам диковинное будущее. Только представьте: все товары в один прекрасный день обзаведутся микрочипами, информация с которых будет считываться умным устройством.

Помещаете корзину с покупками в специальный тоннель, через пару секунд получаете чек и рассчитываетесь через терминал. Очереди в супермаркетах, стало быть, растают, а кассиры останутся без работы. Найдется ли в магазинах будущего место продавцам-консультантам, трудно сказать. А вот на счет того, что сегодня продавец и покупатель тесно связаны и отчаянно зависят друг от друга, – с этим трудно поспорить.
Вволю набродившись по бутикам и подытожив увиденное и услышанное, мы попытались составить список вредных советов для обеих сторон. Итак, если вы продавец и хотите остаться без выручки…
Совет первый. Приветствуйте покупателя первыми, но не доброжелательно, а с укоризной, будто хотите немного повоспитывать.
Как это работает. Каждому, кто мало-мальски знаком с этикетом, известно: первым здоровается тот, кто входит в помещение, а не тот, кто в нем уже находится. Если покупатель не пожелал вам здоровья, обязательно заставьте его сделать это. А то ишь – на товар глядит, а вас не замечает!
Совет второй. Налетайте, как коршун, и без промедления выпаливайте: «Что-то интересует?».
Как это работает. Если вы хотите погрузить пришедшего к вам в состояние легкого столбняка, лучшего способа не придумать. Да, скажем, меня интересует многое – расцвет кубизма во французской живописи начала двадцатого века, правила игры в дартс и какая завтра будет погода. Ах, интересует ли меня здешний ассортимент? Не знаю, ведь осмотреться и сориентироваться мне некогда, нужно отвечать на вопросы продавца.
Совет третий. Полная противоположность первому. Если вы собрались попить чайку и обсудить последние новости с соседкой из ближайшего отдела, смело закрывайте дверь перед носом очередного посетителя: эта дамочка, скорее всего, все равно ничего не купит, а вы из-за нее чего доброго припозднитесь с завтраком.
Как это работает. Сарафаны и легкие платья из ситца, а также юбки, брюки, шубы и прочие элементы гардероба предлагаются сегодня в огромном количестве, так что вы наверняка останетесь вместе со своим товаром на веки вечные.
Совет четвертый. Фантазируйте. Сочиняйте безудержно и вдохновенно. Клиентке совсем не обязательно знать, что вот эта пятнистая, цвета подгнившего яблока, водолазка еще недавно пылилась где-то на вещевом складе Бишкека или Перми. Пусть модницы думают, что их взору представлена коллекция pret-a-porte работы итальянских дизайнеров – изъята прямо с подиума и доставлена первым самолетом из Милана. Запомните: покупателю все идет.
Как это работает. Безотказно. Ведь посетители не умеют отличать грубую лесть от издевательства, в одежде не разбираются и приходят в торговый центр искючительно для того, чтобы им морочили голову.
Совет пятый. Оцените на глазок уровень благосостояния клиента и снисходительно предупредите: «У нас дешевых платьев нет».
Как это работает. Когда лично мне пришлось услышать такое, помню, у меня хватило такта разрулить ситуацию. Дескать, это же замечательно, зачем мне дешевые платья? – мне нужны только хорошие и дорогие! Но уже в ту минуту я знала, что у человека, который меня унизил, я ничего покупать не стану – просто из принципа.
Совет шестой. Покажите, кто в бутике хозяин – командуйте народом из всех сил. Вот кое-что из классики жанра: «Видите, как вам идет? Берите. То есть как это – подумаете? Такой кардиган один, тут думать некогда». Или (провожая в примерочную): «Когда наденете, выйдите сюда, я хочу на вас посмотреть».
Как это работает. Человек – существо свободолюбивое. Попытаетесь его этой самой свободы лишить – взбунтуется и сбежит.
Совет седьмой. Покупатель уходит без покупок? Оскорблено подожмите губы и попрощайтесь ледяным тоном, – всем своим видом дайте понять, как жестоко вас обманули.
Как это работает. Если потенциальный покупатель попался совестливый, у него очень легко вызвать чувство вины: на него столько времени потратили, а он… Чувствовать себя виноватым не любит никто, а значит, все больше людей будет обходить ваше заведение стороной.
Совет восьмой. Даже будучи уверенными, что покупать вы ничего не собираетесь, лениво разгуливайте по торговому залу и приставайте к консультантам с требованием показать это, и это, и вон то… И понастойчивее: коли в выходной день вам совершенно нечего делать, пусть продавцы вас развлекают. Бесплатно.
Как это работает. Шопинг в России – вещь стихийная. Когда в 70-е годы наши соотечественники выезжали по туристическим путевкам за границу, они могли наблюдать странную картину: европейцы, конечно, тоже любят поглазеть на товары, но делают это снаружи магазина, возле витрин. В магазин же заходят исключительно для того, чтобы сделать покупку. У нас же шопинг все больше напоминает прогулку выходного дня, развлечение для зевак, которые сами не знают, чего хотят и хотят ли вообще.
Совет девятый. Как можно меньше уважения. Слова «здравствуйте», «пожалуйста» и «спасибо» оставьте за порогом торгового центра. С товаром тоже не церемоньтесь – перебирайте его, не снимая перчаток, дергайте и пачкайте.
Как это работает. Продавец будет в восторге!
Совет десятый. Брезгливо изучая ассортимент, во весь голос возмущайтесь ценой и качеством, ставьте в пример другие торговые точки, критикуйте, задавайте риторические вопросы типа «Так дорого?! Уж-жас!». В общем, производите много шума из ничего.
Как это работает. Чем искреннее вы полагаете, что продавец – бездушный автомат, созданный для вашего обслуживания, тем вернее, что он, в свою очередь, станет относиться к вам исключительно как к кошельку на ножках.

Екатерина Яковлева,
г.Стерлитамак.

Комментарий специалиста

Такой непростой шопинг

Недавно подруга мне рассказала эпизод, показавшийся ей забавным. В ювелирном магазине, возле прилавка с недорогим серебром, стояла женщина, несколько взбудораженная и явно огорченная, и приговаривала: «Я должна что-то купить, я должна что-то купить». Моя подруга поинтересовалась, не может ли она чем-нибудь помочь, и женщина рассказала, что она вчера вечером поссорилась с мужем, утром ушли на работу, не видя друг друга. «Понимаете, мне нужно обязательно что-то купить, а то я его сегодня выгоню». Вот такой метод самопсихотерапии, кстати, совсем не редкий. Психологи и психотерапевты порой рекомендуют шопинг в качестве расслабляющего и успокаивающего психотерапевтического лечения уже в течение многих лет.
Действительно, неспешная ходьба по магазинам (именно неспешная!), покупка каких-то мелочей (или крупных вещей – это зависит от вашей платежеспособности; но, самое интересное, что цена покупки значения не имеет), негромкий и обстоятельный разговор с вежливым продавцом (ещё бы получить пару коплиментов в свой адрес и оставить номер мобильного на случай будущих поступлений товара), встреча с приятными вам знакомыми, чашечка кофе или чая… Все это успокаивает, создает комфорное состояние, позволяет взглянуть на некоторые вещи, ранее раздражавшие вас, иначе. Женщины, склонные к шопингу, никогда не пропустят распродажу или скидки, купят обязательно то, к чему прилагается небольшой подарок – в хозяйстве пригодится или можно кому-нибудь презент сделать без ущерба для кошелька.
Итак, смотрим рекламу, выбираем свободный день, берем с собой подругу (но надо точно знать степень ее доброжелательности), делаем «платежеспособное лицо» и – на шопинг. Но вот тут хорошо бы, чтобы нас и встретили адекватно. Не буду распространяться на эту тему, о ней хорошо написано в статье. Скажу только, что я сама, часто выезжая за границу, практически все вещи покупаю в уфимском магазине «для больших», так как меня, даму довольно крупных размеров, там встречают, как Дюймовочку. Но, конечно, надо быть объективным, за кордоном умеют приветливо встретить покупателя, доверительно (но не назойливо) поговорить с ним. И, конечно, здорово срабатывает, когда просят твой телефон и обещают регулярно информировать о новых поступлениях.
Но тут придется прервать идиллическую картину обычного шопинга и сказать, что в ряде случаев развивается болезненное пристрастие – шопоголизм, близкое к патологическому расточительству или накопительству (синдром Плюшкина) и относящееся к патологическому аддиктивному поведению (аддикция – болезненное пристрастие). Человек, страдающий истинным болезненным пристрастием к шопингу, не переживает радости от предчувствия покупки. Наоборот, идя в магазин, он испытывает напряжение, дискомфорт, неодолимую тягу к совершению определенных действий, связанных с покупками. Покупает, не задумываясь, ненужные и некрасивые, порой одинаковые вещи. Купив все, что можно, истратив практически все деньги, что были с собой, шопоголик испытывает облегчение, даже некоторую слабость, но никак не радость (считается, что если сумма, которую вы потратили на ненужные вещи, превышает сумму, потраченную на вещи нужные, стоит обратиться к психологу).

У кого чаще развивается шопоголизм:
у людей, с детства либо обделенных вниманием близких, либо находящихся под гиперопекой и ни в чем не знающих отказа;
у эмоционально неустойчивых личностей, особенно с заниженной самооценкой;
у лиц с невротическими расстройствами;
у личностей, страдающих пристрастием к алкоголю, наркотикам, лекарственным препаратам.

Так что с шопингом надо быть очень осторожным, чтобы не перейти границу между приятным увлечением и болезненным пристрастием. Я желаю, чтобы посещение магазина было для вас праздником, чтобы покупки доставляли радость и снимали стрессы, которых предостаточно в нашей непростой жизни.

Надежда Потапова,
психолог.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

%d такие блоггеры, как: