"Молодежная газета" г.Уфа

Студенческие будни туманного Альбиона

Posted on: Ноябрь 3, 2011


Процесс обучения в Англии сильно отличается от привычного нам

 

Английская система образования считается одной из лучших в мире, британские образовательные программы соответствуют самым высоким стандартам. О том, что стоит ожидать русскому студенту от образования за рубежом и с какими трудностями придется столкнуться, рассказывает уфимка, которая на собственном опыте ощутила все прелести жизни английского студента.

Сразу хочу оговориться, что все нижеследующие наблюдения основаны на моём личном опыте обучения в Соединённом Королевстве. А училась я в среднем вузе в Лондоне, который когда-то, говорят, был намного ближе к вершине рейтинга, чем сейчас. Итак, Университет Вестминстера. Основан в 1838 году, сначала был Политехническим институтом. Всего здесь более 20 тысяч студентов на семи факультетах, из них более 5 тысяч – приехали сюда из 150 различных стран. Я училась в магистратуре на журналиста.

Экстремальное пробуждение, или цена пожарной безопасности
Университет имеет несколько корпусов: старые, красивые – в самом центре Лондона, наш корпус – новый, но без шарма, в четвёртой зоне, в получасе езды на метро от станции Oxford Circus. Такое расположение корпуса (не в центре) имеет как преимущества, так и серьёзные недостатки. Из плюсов – достаточно тихое и безопасное место; всё необходимое рядом – общежитие, столовая, бар и спортзал в минуте ходьбы от учебного корпуса, теоретически меньше соблазнов. Из минусов самый большой – удаленность от музеев, театров, достопримечательностей. Конечно, при большом желании можно хоть каждый вечер ездить в центр, но это дорого (примерно 160 рублей в один конец в час пик) и долго, особенно когда быструю ветку метро Metropolitan line закрывают на ремонт (что происходило на выходные примерно раз в две недели). Что касается самой общаги, то тут как повезёт. Мне повезло, я успела забронировать место в новом корпусе, так что душ и туалет у меня были в комнате. На этаже 14 комнат и две кухни, то есть нашу кухню и холодильник мы делили на семь человек. Опять-таки мне повезло с соседями, они были сравнительно чистоплотные и неконфликтные. Четверо из Китая, трое из Индии, трое из Великобритании, гречанка, американка, итальянец и я. Разношерстная компания. Шумная по ночам, особенно первые месяцы. Стены в здании были из картона, так что да здравствуют ушные затычки! Все комнаты и кухни оснащены противопожарной сигнализацией, которая вопит, если, например, кто-то закурит или передержит хлеб в тостере. Причём звук такой, что оставаться внутри очень сложно, да и по правилам положено выходить на улицу. Помню, первый раз сирена сработала ночью и мы долго потом не могли разойтись по комнатам, адреналин в крови зашкаливал. Но мне повезло, здание было новое, современное. Студенты других учебных заведений рассказывали о всяких ужасах вроде общих туалетов-душевых, которые приходилось делить с грязными соседями, о кранах с раздельной горячей-холодной водой, о холодных комнатах, бесцеремонных соседях, которые устраивают вечеринки с танцами по ночам, и так далее. В общем, узнавайте у выпускников и нынешних студентов подробности о предоставляемом жилье…

Привыкай всё делать сам!
Учебный процесс сильно отличается от того, к чему мы привыкли в России. Хотя теоретически тоже есть лекции, практические занятия, экзамены, основной упор делается на самостоятельную работу. То есть дают только основы, а дальше – список книжек или только задание. Разбирайтесь сами и сдавайте в срок. Такая философия с виду очень продвинутая: вроде как студентов учат находить решения проблем, планировать время, мыслить самостоятельно, без навязанных точек зрения и стереотипов. Однако иногда казалось, что преподаватели просто ленятся и нашли удобную отмазку, чтобы поменьше работать… Вопросы «А за что тогда, собственно, мы платим?» и «В чём тогда разница между очным и дистанционным обучением, и даже самообразованием?» возникали в голове очень часто. Конечно, в ходе обучения нам давали задания, которые оценивались и сопровождались комментарием, но вряд ли можно считать 5-6 предложений, объясняющих, что ты сделал правильно, а что нет, достаточным участием преподавателя в процессе обучения.

Про оценки
Про систему оценок тоже надо сказать отдельно. С виду она объективнее, чем в России: письменные задания оценивают два человека, так называемые первый и второй экзаменаторы. Если точнее, второй экзаменатор просматривает случайную выборку работ и соглашается или не соглашается с выставленными первым экзаменатором оценками. Как правило, соглашается. Если нет, оценка может измениться на пару баллов. Кстати, оценки там выставляются по процентам, но 100-процентный потолок практически недостижим. Даже 80 процентов – это суперкруто и редко. Диплом с отличием при средней оценке выше 70 процентов. Письменные работы сдаются обычно не прямо преподавателям в руки, а в Registry Office. Это тоже попытка избежать фаворитизма: на работе ставится печать, что, мол, сдано такого-то числа. Другой вариант – сдача через особую электронную систему, которая тоже фиксирует время сдачи и сканирует работу на совпадение с другими работами в базе данных (читай «на плагиат»). Если не сдал в срок – оценка снижается. Никаких «договоримся» с преподом. Раздаются работы как стандартным способом (в руки в течение пары), так и посредством специальных pigeon holes – алфавитных полочек-отделений, откуда можно забрать работу в любое удобное время. Чего мне и многим моим однокурсникам не хватало в этой замечательной картине, так это прозрачности и возможности обсудить выставленную оценку. В России всегда можно хотя бы попросить объяснить, почему именно так оценили твою работу. В Великобритании считается, что оценка обсуждению не подлежит и если преподаватель не прав, «смотри пункт первый». На попытки поговорить многие преподаватели отмахиваются, мол, всё, что я хотел сказать, я сказал в том самом комментарии, прилагаемом к работе.

Все для знаний…
Библиотека впечатлила очень сильно. Во время учёбы она была открыта 24 часа 7 дней в неделю. В отличие от российских вузовских библиотек, тут царит самообслуживание. Находишь книгу по электронному каталогу – записываешь, на какой полке лежит, подходишь к полке, спокойно просматриваешь книгу – если то, что надо, занимаешься здесь же или забираешь домой на одну-три недели, просканировав на выходе свою студенческую карточку и код на обложке книги. Никакого заполнения карточек и ожидания в очереди, пока библиотекари принесут, а потом лихорадочного перелистывания в попытке понять, нужна тебе эта книга или нет, никаких подписей. Очень просто и удобно. Продлять работу с книгами можно по Интернету сколь угодно раз, если никому другому они не нужны. Если нужная книга на руках, через тот же электронный каталог можно ее себе запросить, и тогда человек, у которого книга сейчас, не сможет ее больше продлить. Когда книга будет возвращена, ее откладывают для тебя и присылают электронное письмо, мол, приходите, забирайте. Кроме книжек и столов для работы, в библиотеке стоят компьютеры, принтеры, сканеры и прочие радости жизни. Распечатка не бесплатна: 5 пенсов за черно-белую страницу, 30 пенсов за цветную, то есть вполне приемлемо. Наличкой, опять-таки, каждый раз расплачиваться не нужно, деньги «хранятся» на твоей студенческой карточке, просто сканируешь ее перед распечаткой – и всё. Еще из умного – в библиотеке три этажа. На первом с 10 до 18–20 часов сидят помощники-библиотекари; стоят диванчики и стенды со свежими газетами; устройства, чтобы взять-вернуть книги; на выходе воротца, которые пищат, если книгу пытаются вынести, не просканировав (не записав на себя). Плюс несколько аудиторий для групповой работы. На втором этаже собственно книги, столы, компьютерные комнаты. На третьем тоже книги и столы, но в отличие от второго этажа это silent zone, то есть шуметь и разговаривать там нельзя. Благодаря этому всегда можно выбрать этаж по душе и либо эмоционально обсудить групповой проект, либо с друзьями за одним столом позаниматься-поболтать, либо сконцентрироваться на задании в тишине. И если выше я сетовала по поводу непривычной нам системы обучения, где упор делают на самостоятельную работу, справедливости ради надо сказать, что условия для подобной работы здесь созданы отличные. Если есть сила воли, чтобы выполнять все задания и читать все книги из списка – то вперёд к знаниям.

Советы бывалого

Итак, выбирая, куда пойти учиться в Британии, обратите внимание на следующие моменты:

Рейтинги. Это не пустой звук.

Описание курса. Не судите только по рекламному проспекту, который высылает университет. Постарайтесь найти в Фейсбуке или Вконтакте выпускников этого факультета, а лучше этого самого курса, и спросить их мнения.

Возможности трудоустройства. Поинтересуйтесь у приёмной комиссии, сколько человек находят работу или стажировку после окончания курса.

Местоположение университета. А точнее, именно того корпуса, где у вас в основном будут проходить занятия.

Жильё. Общага или частный дом? Если хотите жить в общаге, бронируйте место как можно раньше (март-апрель), летом их уже не будет…

Подготовила Ирина Рейтон.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

%d такие блоггеры, как: