"Молодежная газета" г.Уфа

Зазеркалье мечты

Posted on: Ноябрь 3, 2011


Витрины: реклама или важнейший элемент архитектурной культуры? 

Парижские рождественские витрины похожи на сказку, на детскую мечту о чем-то прекрасном и волшебном.

«Молодежная газета» открывает сегодня новую рубрику, первый цикл которой будет посвящен архитектуре. Мы будем давать обзоры лучших образцов отдельных элементов мегаполисов мира и постоянно возвращаться в Уфу, работать на контрасте. Комментировать «родные пенаты» будут дизайнеры, художники, архитекторы.

Давным-давно, еще в прошлом тысячелетии (или лет тридцать назад?) наши близкие друзья съездили в Париж. Фотоаппараты тогда были пленочные – 36 кадров, а фотографии черно-белые. Документальные свидетельства шикарной заграничной жизни многочисленные друзья и родственники счастливцев засмотрели буквально до дыр. Каюсь, виды Эйфелевой башни и Триумфальной арки были для меня не столь интересны, как великолепие французских рождественских витрин. Это было воплощение мечты о прекрасном будущем. Сказка наяву. В Уфе тогда витрины украшались кошмарными композициями из рыбных консервов и сырков «Дружба», а из стекол промтоварных магазинов всего Советского Союза натянуто улыбалась и глупо таращилась на социализм армия клонов-манекенов, безвкусно одетых в убогий ширпотреб.
В искусстве оформления и использования витринного пространства отечественные магазины всегда уступали европейским. Так, в журнале «Торговля», издававшемся в Петербурге в начале прошлого века, автор статьи описал два способа оформления петербургских витрин. В первом случае в окнах возвышались гигантские пирамиды, выложенные одним видом товара: например, «исполинской колбасой в несколько метров длины». Другой вариант – «массовая декорация»: витрина буквально превращалась в свалку всего того, что продавалось в магазине, причем размещалось все это «в самой случайной симметрии». Традиции «показать товар лицом» сохранились в России и после революции.
А в Берлине, например, оформители могли разложить вещи на витрине «при соблюдении именно той обстановки, в которой они употребляются». Вот, к примеру, как мог быть оформлен большой дамский магазин: «В выставочном окне взорам публики представляется будуар в стиле рококо с позолоченными стульями и гобеленами; на стул брошено изящное кружевное платье, а на ковре оставлен флакончик одеколона; разбросанные повсюду аксессуары заставляют думать, что ими только что пользовались».
Но почему и сейчас, когда русский человек впервые попадает за границу или провинциал из глубинки – в Москву, он так любит фотографироваться на фоне магазинных витрин? Катастрофически не хватает красоты на родине?
Витрины – это лицо магазина, его хозяина, компании. Кто-то полагается при оформлении лишь на свой вкус, кто-то полностью доверяется дизайнерам, гордо именующим себя таковыми, но зачастую окончившим лишь трехмесячные курсы. Массовое тиражирование отдельных авторских находок и свежих когда-то идей лично меня раздражает. Все эти позолоченные элементы флористики, шары, ракушки и прочий декор настолько замыливают глаз, что подсознательно отталкивают от посещения магазина. В огромном торговом центре на аналогичное украшательство срабатывает ассоциативная связь: одинаковые витрины–– одинаковый товар. Зачем же зря время терять? А, например, в итальянском курортном городе Сорренто витрины центральной торговой улицы обновляют чуть ли не ежедневно. Таким образом туристы каждый день встречают на своем пути разные магазины и заходят в них снова и снова.
Витрина продает надежду: на отличное здоровье, на шикарный отдых, на великолепные одеяния, в которых вас примут в высшем обществе, на прогнозируемое будущее при одном, но обязательном условии – нужно купить этот товар. Если дизайнер в оформлении сумел создать оригинальную мизансцену, то цель достигнута.
Одни витрины более функциональны, другие менее. Где-то выставляют товар, и покупатель реагирует непосредственно на продукт. А кто-то может себе позволить делать имиджевые витрины. Например, Gucci не нужно выставлять все, что у них есть. Они и так узнаваемы. Могут показать один башмачок – и этого достаточно. Такой имидж будет работать на узнавание марки, а не на продукт.
Самый простой метод погружения в модные тенденции искусства оформления – витрины-путешествия. Улочки Парижа, Праги, Флоренции и Милана поведают многие секреты создания удивительных арт-объектов зазеркалья грез.

Авторитетное мнение:
Хайдар КУЛЬБАРИСОВ, дизайнер

Любовь к деталям

Уфа растет. Мы ее еще маленькой совсем помним. А она-то, гляди, выросла. Вон какая стала! А на кого похожа? На маму или на папу?… Да на всех она похожа. Нет у нее, ребята, ни мамы, ни папы. И никого у нее нет. Нас с вами у нее нет…
Ездим по заграницам – цокаем языками. Нравится нам комфорт чужих городов, их улицы, скверики, ресторанчики, пешеходные зоны. Из чего рождается уют? Из найденных пропорций, из правильного масштаба, из мишуры лепнины? Облик каждого города, как пазл, складывается из фрагментов с любовью обустроенных локальных пространств – тех же кафе, площадей, бутиков, из тысячи деталей, из ухоженных фасадов, из композиций витрин…
Кстати, о витрине. Она и сегодня повсюду является важнейшим рекламным носителем. За ней – история и великая традиция. Оформление ее – подлинное искусство, в котором поднаторели поколения дизайнеров, декораторов, а ныне ее осваивают специалисты мультимедийных технологий. Может, в Уфе не хватает дизайнеров, декораторов и программистов? Да, вроде, все в порядке с этим. Не умеют? Не смешите… Нет заказа. Почему его нет? Существует множество ответов на этот вопрос: неурегулированные права собственности, отсутствие реальной конкуренции, неразвитость традиций и т.д. и т.п. Только это все плохие отговорки. Красивые проекты порой родятся вопреки обстоятельствам. Я не буду приводить многочисленные примеры отвратительного оформления уфимских витрин. Их слишком много и вы их ежедневно видите. В первом выпуске новой рубрики хотелось бы остановиться на позитиве и креативе.
Студия мебели «LOFT» к оформлению своей витрины привлекла известных художников, создателей удивительных кукол, Рафиду Губайдуллину и Ирину Хлесткину, которые предложили создать серию романтических композиций, героями которых станут ОН и ОНА, юноша и златокудрая девушка. Каждая витрина, – а их всего четыре, – камерная зарисовка об отношениях нашей парочки. В одном окне они вместе, в других живут поодиночке, но существуют, конечно же, в определенном антураже, среди мебели, аксессуаров…
Куклы готовы, они уже сидят на своих местах, но оформление самой витрины, как мне рассказали авторы проекта, еще далеко до завершения. Еще будет выставлен свет, появятся новые аксессуары, займут свои места детали. Это важно. Потому что любовь порой состоит из слов, порой из поцелуев, а иногда из фактур, из стежков и сантиметров теплого пространства.

Эмилия Завричко.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

%d такие блоггеры, как: