"Молодежная газета" г.Уфа

Равные среди равных

Posted on: Октябрь 21, 2011


Можно ли ребенку-инвалиду учиться в обычном классе? 

В одной из уфимских общеобразовательных школ в обычный класс определили девочку с ограниченными возможностями здоровья. Она передвигалась в инвалидной коляске. И ее родители, и педагоги, конечно, очень волновались – как она адаптируется в новой обстановке, не обидят ли ее здоровые сверстники. Но дети оказались на высоте – они тепло приняли новую ученицу, очень по-доброму с ней общались, всячески помогали и оберегали ее. Она была просто принцессой, за которой всегда кто-нибудь ухаживал.

Как известно, в России дети-инвалиды учатся в своих школах, в которых созданы условия для занятий, работают врачи, специальные педагоги. Но из-за обособленности этих коррекционных школ уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. Но ведь вряд ли возможно взрастить и воспитать равноправного и активного члена общества, изначально изолируя его от жизни, тем самым обрекая на «параллельное» существование, не давая шанса гармонично вписаться в жизнь общества. Альтернатива этому – так называемое инклюзивное образование. Это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, учатся вместе в одних и тех же общеобразовательных школах по месту жительства. Причем разные дети учатся в одном классе, а не в специально выделенной группе при школе. Правда, эти школы должны учитывать необычные потребности особенных детей и быть для них приспособленными.
Сегодня уже около 40 стран включились в проект инклюзивного образования. Оно начинает активно развиваться и в России. В Москве из более полутора тысяч общеобразовательных школ по программе инклюзивного образования работают 47. В Уфе – две. Недавно эта тема обсуждалась на заседании Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан.
– Инклюзия – это не просто подарок детям с проблемами в развитии или с ограниченными возможностями здоровья, – сказала в своем выступлении Лилия Гумерова, заместитель председателя Госсобрания – Курултая РБ. – Это благо для всех – и для тех, кто учит таких детей, и для тех, кто учится вместе с ними, и для их родителей. Это шанс для всего общества – гражданского общества, получающего посредством образовательного процесса возможность на практике реализовывать гуманистические ценности.
Две уфимские школы №№ 7 и 87 уже приступили к реализации программы инклюзивного образования. Им выделено около двух миллионов рублей на создание условий обучения. Но уже на первоначальной стадии практического воплощения этого проекта без трудностей не обошлось.
Первая проблема связана, как всегда, с документами. Пробелы в нормативно-правовой базе способствуют тому, что в условиях подушевого финансирования школ, с приходом детей-инвалидов школа начнет терять деньги. Этого не должно быть. Вторая не менее сложная – переустройство школ. Сегодня дети с ограниченными физическими возможностями смогут находиться только на первом этаже, поскольку не в состоянии подняться по лестнице.
Очень тонкая работа предстоит и в отношении здоровых детей и и их родителей. К сожалению, далеко не во всех школах так доброжелательно встречают детей-инвалидов, как в случае, рассказанном в начале статьи. Не секрет, многие относятся к инвалидам как к изгоям, такие дети нередко становятся объектами насмешек. Иногда родители даже переводят своих чад в другие школы, когда узнают о том, что в классе будет учиться ребенок-инвалид. Эту ситуацию надо ломать. Процесс адаптации и «притирки» детей происходит гораздо проще, если дети учатся вместе с первого класса. Тогда дети не замечают разницы между учениками и перестают разделять детей на инвалидов и здоровых. Совместное обучение разных по своим возможностям детей очень много дает здоровым – они получают жизненные уроки доброты и милосердия.
– Сразу решить все эти вопросы мы не сможем, поскольку находимся в самом начале пути, – сказала, подводя итоги круглого стола, Лилия Гумерова. – Необходимо поддерживать школы, которые такую работу начали. Сейчас нужно отладить все механизмы. А уже потом можно будет начинать внедрять инклюзивное образование по всей республике.

Алла Рубцова.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: