"Молодежная газета" г.Уфа

«Пять невест» на «пятёрку»

Posted on: Октябрь 21, 2011


Основа новой российской комедии – не пафос и пошлость, а доброта 

Надо признать: в последние 20 лет отечественный кинематограф все больше старается «олибералиться» по западному образу и подобию, перевирая исторические факты или громыхая мертворожденными спецэффектами. «Обитаемый остров», «Сволочи», «Стритрейсеры» – можете сами продолжить список… Но как необычно на этом фоне смотрится фильм Карена Оганесяна, вышедший в прокат 29 сентября!

«Пять невест» – довольно простая по сюжету комедия: после Великой Отечественной войны парни, оставшиеся на службе в Германии, просят своего друга-однополчанина, которого отправляют в командировку на Родину, привезти каждому по молодой жене. Для этого главному герою предстоит жениться на четырех девушках по чужим удостоверениям, а потом выбрать суженую и самому. По сути, все смешные ситуации нанизываются на эту внешне незатейливую основу. И должно бы быть все скучно и банально, да не тут-то было.
Российский зритель устал от недоблокбастеров и братковских саг. На их чумазо-гламурном фоне комедия о забавном случае после войны легко выигрывает. Светлая, добрая, без туалетного юмора, постельных сцен и отчаянно-заметных режиссерских/операторских ляпов, она словно возвращает нас к лучшим советским фильмам. Здесь живет уважение к прошлому, ветеранам войны; здесь нет гоблиноподобных особистов, а вся «нецензурная лексика» сводится к «заразе», «дуре» и «едрить ее козу баян». Да, в самом начале фильма пьют после Победы – но как-то «негромко» и за любовь. Да, гуляет по мужикам Алла, а у родившегося малыша на голове уже волосики; да, спрятался захудалый лысый сельчанин с самогонкой в деревенском сортире – но это, скажем, «издержки» комедии. Неприятно, ясное дело, видеть, как любят режиссеры показывать в фильмах русских народных выпивох – и надо бы знать зрителю, что это один из популярнейших мифов об Отечестве, – но этой картине мы одного сортирного выпивоху простим. Да и целостности лирического сюжета такие эпизоды не угрожают. Тем паче, что в картине завуалировано пиарят для молодежи добропорядочный образ жизни…
Девизом семейной темы может быть фраза «Женатые люди болеют меньше. Статистика», а лозунг «Народ и партия едины» приобретает новый подтекст в свете современных политических реалий. В одном диалоге проскальзывает популярное нынче выражение «без обид», в другом – старая шутка про 8 Марта, а героиня Боярской Зоя вообще дает реминисценцию фильма, который когда-то принес успех ее папе, рассказывая: «Они ушли на войну (одноклассники – авт.)… как мушкетеры». И неважно, что мушкетеров было «от трех до четырех», а мальчишек-одноклассников у Зои – 11… Даже если это очередной заказной «верховный» проект из серии «Назад в будущее», негатива он не вызывает. В картине нет натужного пафоса, а общий фон типа бюста Сталина и прочей социалистической символики является закономерным при «переносе» в прошлое.
То, что в фильме много «хорошего советского», видно невооруженным глазом. Персонаж Леши Каверина отсылает к автору «Двух капитанов», ну а герой Советского Союза Добромыслов – вообще говорящая фамилия. Сцена с погоней чем-то напоминает «Трембиту» и даже «Свадьбу в Малиновке» – только что без песен. Невесты все, как на подбор, – светленькие, беленькие. Характеры разные – но так и должно быть, чтобы сюжетная линия не была похожа на атаку клонов по-русски. Зато среди женихов нет особого «внешнего единства». Есть, например, армянин – привет армянскому режиссеру, и вообще Еревану, который и после распада СССР дружит с Москвой… Но это только оживляет общую картину.
В целом в киноленте наблюдается органичное попадание в роли, так что молодость таланту не помеха.
Но самое главное, пожалуй, то, что в течение всего просмотра зрителя не покидает чувство чего-то непринужденного, близкого и чистого, которого давно не было в российском прокате. Хотя всем известно, что во всякой хорошей комедии есть доля печали. И здесь она, конечно, имеет место. Как факт того, что мужчин после войны было много меньше, чем женщин, а любить и быть любимой хотели все. Поэтому комичное подчас переплетается с неуловимо драматичным. Например, Катя, согласившаяся выйти замуж по принципу «кота в мешке», спрашивает Каверина про будущего мужа: «А фотография есть?». И, получив отрицательный ответ, после трехсекундной паузы выдает: «Хорошо». Поэтому и звучат так смешно и грустно фразы «Есть жених. Одна штука. Время пошло» или «Вы такой неуклюжий… Я так люблю неуклюжих! Ну так люблю»… И это общее горе для страны особенно четко показано в развитии отношений Зои и Леши. Актер Данила Козловский, уже примерявший военную форму в «Мы из будущего», немного повторяет себя «старенького», но здесь он показывает юношескую застенчивость, не растоптанную войной. А «чумичка» Боярской – типаж тех женщин, которые сели за трактор (или, как она сама, за баранку грузовика), когда «случилось, что мужчины ушли». Это их, мужчин и женщин 40-х, благодарит за Победу последний кадр фильма, где размашистыми буквами написано: «Нашим бабушкам и дедушкам посвящается».
И, на мой взгляд, фильм «Пять невест» посвящается победе добра вообще. За одно только это посвящение можно поставить ему «пятерку».

Кристина Андрианова.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: