"Молодежная газета" г.Уфа

С учениками только на «вы»

Posted on: Октябрь 7, 2011


Педагогические принципы молодого учителя

Гульшат Галиакберова: «Мое золотое правило: никогда не говорить ребенку – «Ты не прав, и точка».

Уроки истории в нефтекамской школе номер десять проходят с неизменным аншлагом. В исполнении Гульшат Галиакберовой они заставляют идти в класс даже тех, у кого справка по болезни или иная уважительная причина для пропуска. Все очень просто, считает молодая учительница: история – это маленькая жизнь, и каждый урок – неповторимая часть ее.

Осуществила папину мечту
Отец ее в свое время страстно хотел стать историком. Но так сложилось, что стал нефтяником. Пойти по его стопам или осуществить его же мечту? Дилемма непростая, потому и подала наша знакомая после десятого класса документы сразу в Нефтяной госуниверситет и в Бирскую педагогическую академию. Но вопрос встал ребром, когда успешно прошла конкурс в оба вуза. Почему все же предпочла академию?
– Видимо, перевесило то, что историю у нас в школе преподавал Марат Файзрахманович Шаймуратов. Его уроки оставили неизгладимый след в душе. Мы часто говорим о престиже профессии педагога, ее значимости. Для меня эти понятия неразделимы с уроками, полученными у него. И нисколько не жалею, что не пошла в престижный нефтяной, потому что работу свою обожаю. Знаете, как бы это ни звучало, я по-хорошему сдвинута на ней. Она для меня – ни в коем случае не источник каких-то материальных благ. Можете не верить, но я даже не знаю точно, какая у меня зарплата (это после пяти лет в школе – авт.). Знаю лишь, что получаю примерно столько, сколько люди за свой нелегкий труд на наших заводах, так есть ли право обижаться? Иногда приходится слышать о зарплатах наших депутатов, например, для меня это суммы вообще какие-то отвлеченные, за что столько и зачем? Кроме того, немалую часть в книжных магазинах оставляю – там теперь столько интересного! Когда с друзьями гуляю, они меня стараются аккуратно мимо таких магазинов провести – застряну всерьез и надолго, а вместо прогулки придется покупки домой нести.
Хотя деньги ей нужны, конечно. Может, даже больше, чем кому-то. Случилась беда, ее племянник Ильдус остался сиротой. Теперь его официальная мама – Гульшат Фирдаусовна.

Счастье рядом
Быть счастливым, по Галиакберовой, совсем нетрудно. Можно стать, например, таковым вместе с учениками.
– Мой телефон все они знают. Знают и то, что могут звонить в любое время. А когда мой выпускной класс прошлым летом вступительные экзамены сдавал, сама на телефоне висела. И радовалась, и горевала вместе с ними.
Недавно ее ученики предложили провести урок о семи чудесах света в виде театрализованного представления. Сами! Изготовили костюмы, декорации.
– Как тут счастливым не будешь? – улыбается Гульшат. – Вообще, счастлив тот учитель, у которого ученики умнее его. Кому-то, может, не понравится, что ж. Лично я вот только рада, когда с чем-то неизвестным сталкиваюсь. Могу и с учениками такую ситуацию обсудить, вместе-то легче ответ найти. Но бывает и такое, что разумению мало поддается. Зачем, например, хорошие учебники чуть ли не ежегодно переписывать? В итоге они такими сухими становятся, одна теория, сложная и неинтересная. Вообще, у меня ощущение, что у нас образованием сплошь теоретики ведают и, пользуясь положением, учебники пишут.
Еще один принцип Гульшат Фирдаусовны – с учениками только на «вы». Потому что каждый из них – личность, и должен себя таковой ощущать.
– Дети, конечно, более рациональными стали, но от этого быть детьми не перестали. Я сейчас банальность скажу, но ребенка любить надо. Каждого. И понимать. Может, у него дома невесть что, скандалы непрерывные, не до учебы ему. А тут я со своей историей. Я благодарна педагогам, прекрасным людям, которые меня учили. У них многое переняла, в том числе и золотое правило: никогда не говорить ребенку – «Ты не прав, и точка». Моя задача – подвести его к пониманию этого, а дальше сам додумает. Большинство, во всяком случае. Проверено.

Опрос: Что или кто является главным источником знаний для современных учеников

Кристина Терлоева, школьница:
– Интернет, однозначно. Если раньше знания можно было либо узнать от учителя, либо в умной книжке прочитать, про которую опять же учитель рассказывал, то сейчас стоит «погуглить» и ты уже «профессор». Причем информации в Интернете не только больше, она еще и разнообразна, много точек зрения. Главное – научиться всем этим пользоваться.

Владислав Морозов, учащийся техникума:
– Современным учителям приходится нелегко. У них теперь есть сильный конкурент – Интернет. Но не стоит соревноваться с «паутиной». Учитель, который будет утверждать, что он умнее Интернета, заранее обречен на насмешки учеников. Мне кажется, у учителя сегодня другие задачи – быть проводником знаний, своего рода проповедником предмета, который он преподает.

Лилия Байгутлина, менеджер:
– Это точно не учебники. Интернет – да, без него никак. А учитель – смотря какой. Если педагог – личность, его и уважать будут, и слушать внимательно. Когда я училась в вузе, у нас была преподаватель литературы, которая никогда не заставляла нас читать книги в обязательном порядке, но на лекции рассказывала о них так, что мы уже на переменке бежали в библиотеку!

Алена Мезенцева, домохозяйка:
– Профессия учителя сегодня не престижна. А в связи с повсеместно распространенным Интернетом и телевидением ученики начинают задаваться вопросом: «А зачем нам вообще учитель?». Мы живем в мире, в котором рушатся ценности, кризис образования становится только глубже. Поэтому молодые специалисты не идут в школу, эта профессия существует только благодаря пенсионерам и отдельным энтузиастам помоложе.

Тем временем
Накануне Дня учителя министр образования РБ Альфис Гаязов вручил государственные награды лучшим педагогам. Среди них были руководители образовательных учреждений, учителя школ, преподаватели вузов, колледжей, техникумов и лицеев. Большинство из них используют в своей работе инновационные образовательные технологии, создают авторские педагогические методики.
По словам министра, зарплата учителей в этом году достигла среднереспубликанского уровня – 16,5 тысячи рублей. А в начале следующего года она должна возрасти до
19 тысяч. Он также сообщил, что на развитие системы образования региона из федерального центра поступило
712 миллионов рублей, еще 111 миллионов – выделено из бюджета республики.
Пять преподавателей получили звания заслуженных учителей РБ, двое награждены нагрудным знаком «Отличник образования РБ», три педагога – почетной грамотой Министерства образования РБ.

Статистика
По данным последних исследований, Россия занимает 43-е место по качеству образования среди 65 стран.

Учителя в России продолжают «стареть». Если в 80-х средний возраст педагога составлял 35 лет, то на рубеже 2000-х эта цифра поднялась до 50.

На сегодняшний день почти в шесть раз сократилось количество абитуриентов на место в российские педагогические вузы: с 17,7 человек до 3.

Андрей Ничков, Екатерина Волкова. Фото Андрея Ничкова.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ записей & страниц

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: