"Молодежная газета" г.Уфа

Где вы, рабдухи с палками?

Posted on: Сентябрь 30, 2011


Непростые азы театрального этикета

 

Есть в джунглях мегаполисов место, где можно почувствовать себя свободным и счастливым, отвлечься от земных проблем, забыть пыльный офис и стать свидетелем настоящей сказки, выдуманных эмоций и, в то же время, живого настоящего и искреннего. Это театр. Завораживающий мир теней, игры, драмы, мимики и жестов, музыки и голоса…

В век домашних кинотеатров, супернавороченной плазмы и кино в формате уже не только 4, но и 5 «Д» походы всеи семьей в театр как-то незаметно отодвигаются на такое неопределенное «потом», что и вспомнить о нем бывает затруднительно. И эту функцию на себя героически берут школы, организовывая этакие добровольно-принудительные культурно-массовые мероприятия. И если бы не эти культпоходы, то, как это ни печально, многие дети так и не побывали бы в театре.
Залы, заполненные школьниками, – самая сложная аудитория и испытание на прочность для артистов. Массовые опоздания, бесконечное шуршание, переговоры даже не шепотом, а вполголоса, смешки, реплики по ходу действия, шикающие, постоянно вытягивающие головы и грозящие кулаком кому-то в темноту учительницы, пытающиеся утихомирить своих подопечных…
Но и это еще не самый плохой вариант. Однажды я была свидетелем, как одна заботливая наставница после антракта, во время сложного драматического монолога, передавала по рядам пакетики с чипсами и сухариками. Видимо, думала, что до конца второго акта ее подопечные не доживут. Шуршание фольги перекрывало действие сцены!
На пресс-конференции Свердловского государственного театра музыкальной комедии директор Михаил Сафронов делился опытом. В Екатеринбурге пришедший класс стараются рассадить на разные места зрительного зала. Но… Я побывала у гостей на замечательном утреннем мюзикле «Кошка», где преобладала детская аудитория. Впереди сидела семья (а именно за семейные походы ратовал Михаил Вячеславович), трое детей которой постоянно толкались, разговаривали, что-то жевали. Когда двое мальчишек сцепились не на шутку, флегматичный папа лениво дал по подзатыльнику и спокойно продолжил смотреть мюзикл дальше. Продолжили свою мышиную возню и его отпрыски. Интрига яркого, феерического действа, завораживающие фантастические декорации и костюмы, чудесный вокал и живой оркестр – ничто не могло заглушить гомон, висящий над залом. В темноте светились сотовые телефоны… Ненароком подглядываю: девочка, сидящая впереди, играет в примитивную игру типа тетриса…
Да, были единичные образцовые детские ряды, но они смотрелись печальным исключением на фоне общего отсутствия театральной культуры.
Театральному этикету в старину уделяли довольно много внимания. Он включал в себя множество интересных разделов, например, какой вечерний туалет выбрать, как вести себя во время спектаклей, что должна иметь при себе девушка и даже то, какой парфюм лучше использовать при посещении театра. На премьеры мужчины обязаны были надеть фрак или смокинг, а женщины – вечернее платье. В зимнее время обязательной была сменная обувь. Следуя этим правилам этикета, в уфимских театрах рискуешь оказаться белой вороной.
Этикет подробно расписывал, как вести себя в гардеробе, в антракте, как проходить на свои места. В целом мы все это знаем и частично многого придерживаемся. Самым больным местом остается культура поведения в зрительном зале. Мне кажется, что дети, привыкшие к постоянному фону телевизора, автоматически переносят свое домашнее поведение и в театр. Можно краем уха слушать спектакль и разговаривать с соседом, поиграть на телефоне, перекусить. В темноте зрительного зала можно все!
Безусловно, у интеллигентных родителей-театралов проблем с поведением ребенка, даже если он пойдет на премьеру с классом, не возникнет. Поведенческая калька, снятая с родителей на уровне подсознания, не позволит нарушить каноны этикета. Творческие педагоги на классных часах в игровой форме прививают ученикам эти нормы тоже наглядно, попутно объясняя «что такое хорошо, и что такое плохо».
А вот для всех остальных мы разработали «вредные советы», приводимые ниже. Кстати, в греческом театре была специальная должность – рабдух, в чьи обязанности входило лупить палкой по хребтине особенно разбушевавшихся зрителей. Может, пора вернуться к античному опыту?

Эмилия Завричко.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: