"Молодежная газета" г.Уфа

«Когда я вырасту – стану киллером»,

Posted on: Август 25, 2011


или Еще раз о детской жестокости

 «Мальчик с ранцем за спиной вышел из подъезда. Его черные восточные глаза выражали тревогу. Сделав несколько шагов по направлению к школе, он оглянулся. Из-за угла вышли двое пацанов – один – лет десяти, другой постарше. Увидев школьника, они с гиканьем побежали за ним. «Бей чурку!» – с этим криком старший резко схватил лямку ранца и с силой рванул на себя, опрокинув мальчишку в снег. Тот упал навзничь. Младший, подпрыгивая, как молодой петушок, начал пинать упавшего, норовя попасть в живот. Как в кино».

Этот случай из жизни рассказала мне коллега, школьная учительница, сетуя на агрессивное поведение современных подростков. Драку она разняла, но изменить жизненные принципы малолетних преступников она вряд ли в силах.
Почему сегодня поведение детей разных возрастов становится более агрессивным? Читаешь в средствах массовой информации материалы о юной матери, бросившей своего новорожденного ребенка в мусорный контейнер, или о зверском убийстве своей бабушки внуками из-за отказа дать деньги (с мизерной пенсии!) на выпивку, или узнаешь из Интернета, что студентки медколледжа живьем препарировали котенка и снимали на видео, и становится страшно. Что стоит за этой вопиющей жестокостью и бесчеловечностью? Кто воспитывал (и воспитывал ли) этих мальчиков и девочек?
Дети – это самое святое не только для родителей, но и для всего общества, ведь именно они, став взрослыми, будут устанавливать законы межличностных отношений. Проблема растущей детской и подростковой жестокости становится сегодня острой социальной и педагогической проблемой.
Если говорить о человеческой агрессии вообще, то ее корни восходят к инстинкту самосохранения. Этот закон царит в природе до сих пор – побеждает и, соответственно, выживает сильнейший. Но в человеческом обществе уже другие законы. Когда-то Конфуций назвал милосердие самой главной добродетелью человека. А милосердие надо воспитывать с детства. И вряд ли стоит винить во всех грехах нашу современную жизнь со всеми ее трудностями – социально-экономическими, бытовыми, психологическими. Ведь при всех равных условиях один человек проявляет жестокость по отношению к другому (нахамит, обругает, унизит, ударит), а другой – нет. Потому что ему не позволяют так себя вести его жизненные принципы, воспитание, образование, доброта.
Наверное, неправильно говорить о детской или взрослой жестокости, которая страшна сама по себе. Но губительно то, что жестокие поступки в детском возрасте приводят к последующей деградации личности. А начинается все с обычных, на первый взгляд, компьютерных игр, воспитывающих культ силы в неокрепшем детском сознании, с фильмов-боевиков, в которых каждую минуту на экране убивают, с равнодушия взрослых к проявлению агрессии даже со стороны собственного ребенка. Кто не сталкивался с грубостью в общении с сыном или дочерью в подростковом возрасте? Самоутверждение? Факт взросления? Или выбор стереотипа поведения? «Что в гнезде – то и в полете», – гласит башкирская пословица. Нетрудно догадаться, с кого делают жизнь наши дети.
Но если в благополучной семье все понятно – воспитание доброты, отзывчивости, человечности является обязанностью родителей, то вот социум, к сожалению, вносит свои коррективы в формирование общественного сознания молодежи. Почему-то сегодня в умы подростков упорно вбивается имидж этакого «мажорика», крутого и всесильного прожигателя жизни (причем, откуда на это деньги – неважно), и никто, конечно, не хочет быть «лузером» и «лохом», всю жизнь работающим за скромную зарплату где-нибудь на заводе. Причем, современное ТВ вносит в это черное дело свою весомую лепту. Достаточно только сказать, что такие программы, как «Криминальное чтиво» и подобные, это своего рода реклама жестокости и агрессии. А участившиеся сериалы про, с позволения сказать, жизнь на зоне?!
И еще одна очень важная сторона – правовое просвещение молодежи. Я долгие годы работаю с молодежью, и мне тоже приходилось сталкиваться с примерами жестокого поведения (драки, психологический прессинг), хотя часто и неосознанного. Удивительно бывало слышать на вопрос об ответственности за свои поступки ответ: «А я не знал…» Уже со школьного возраста дети должны знать, что за противоправные поступки они обязаны отвечать и перед родителями, и перед теми, кого обидели, и перед законом.
Меняется мир, меняется общество, меняются люди. Для нас, выросших в совершенно других социально-экономических и политических условиях, слово родителей было законом, школьные учителя были авторитетом и примером для подражания. Сегодня многие семьи просто выживают, у родителей нет времени заняться своими детьми, а уличное воспитание выставляет совсем другие приоритеты. Современная школа, которую трясет от постоянной модернизации, тоже не справляется с воспитанием детей, поставив во главу угла знания. Правоохранительные органы занимаются не столько воспитанием, сколько наказанием юных правонарушителей. Замкнутый круг? Но в этом круге – ребенок, которому предстоит выбирать образ жизни. Вряд ли кому-то захочется, чтобы его малыш еще в садике сказал: «Когда я вырасту – стану киллером!»

Райса Хайруллина,
профессор БГПУ им. М.Акмуллы,
член Союза журналистов РФ и РБ.
Коллаж Руслана СУЛТАНОВА.

Авторитетное мнение

Елизавета Вайман,
психолог:

– В процессе развития человек проходит несколько этапов, и один из них – этап детской агрессии. Ребенок проявляет её первые признаки задолго до того, как научится говорить. А дальше зависит от того, как будет складываться жизнь взрослеющего человека. Архиважен период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни с ее будущей неизвестностью и, будем откровенны, неготовностью к самостоятельным решениям; жизни, где взрослые и ответственные люди не всегда ведут себя должным образом… Этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Огромное значение имеют отношения в семье, школе и на первых этапах обучения в вузе, в компании и, разумеется, информация из СМИ. Хотя, мне кажется, что те, кто возлагает наибольшую часть вины за сложившуюся ситуацию на СМИ, несколько преувеличивают. Разве 20, 30, 40 лет назад ничего такого не было? Кто-то из читателей, может, вспомнит хорошенько детство, а кто-то поговорит со старшими! На мобильные телефоны, конечно, не снимали за неимением оных, да и девочки себя скромнее вели, но школьные «разборки» были, кому-то устраивали «темную»… Школа школе всегда была рознь. Где-то ограничивались недобрыми насмешками, а где-то использовали одноклассника на перемене в качестве «груши для битья» – размяться. Фильм «Чучело», отображающий реалии 1983 года, красноречиво говорит обо всем. Интернета не было, а детская жестокость процветала (хотя и не достигала таких изощренных форм, как сегодня). Конечно, ничего хорошего нет в том, что информационное пространство изобилует сценами насилия (склонным к садизму людям Интернет подбрасывает сюжеты), но корни жестокости не в этом. Нормальный подросток с адекватной ценностной системой сможет разделить реальный мир и виртуальный…
Тяжело, как шапка Мономаха, взросление не готового к взрослой жизни подростка. С одной стороны, он хочет самостоятельности, с другой – крайне боится ее, не готов к ней, поэтому в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи, которые не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное – не отдалиться от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как со взрослым, в том числе, о серьёзных вещах.
С другой стороны, многое из того, что считается насилием, подчас объясняется болезненным состоянием человека, телесным или душевным. В этом случае нам на помощь могут прийти психотерапия или другая область медицины, а также улучшение политических, экономических и социальных условий жизни. Но как бы ни было, человеку предоставляется возможность, как существу разумному, предотвращать появление насилия в обществе или хотя бы контролировать его, обратив агрессию в конструктивное русло.
Известный российский психолог Михаил Литвак писал: «Грызи гранит науки, а не глотку своему ближнему, если уж хочется что-то грызть». И это, может, тоже один из методов профилактики подростковой агрессии.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: