"Молодежная газета" г.Уфа

В сетях дружбы

Posted on: Август 19, 2011


Спасение от одиночества или впустую потраченное время?
 

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. С их помощью люди находят работу, общие интересы, наконец, друг друга. Противники у этого способа коммуникации тоже есть. Это в основном те, кто принципиально за «живое» общение и те, кто хотя бы раз оказывался втянут в неприятную историю, связанную с соцсетями – преследование, шантаж, угрозы и прочее.

В Америке уже появилось целое движение – «Прочь из социальных сетей», и сторонников у него становится все больше. Первый шаг «освобождения» – удалить хотя бы незнакомых «друзей» со своей страницы, не боясь их обидеть. По мнению психологов, постоянное нахождение в соцсетях – это всего лишь еще одна форма болезненной зависимости. Причины ее развития коренятся в психологических проблемах. В Китае от зависимости от социальных сетей лечатся в клиниках. А россияне сегодня являются одними из самых активных пользователей социальных сетей в мире – они, по данным агентства TNS, проводят в них больше 8 часов в неделю. Не пора ли нам тоже начать лечение? С этим вопросом «МГ» обратилась к практикующему психологу Анастасии Рахмановой, которую, кстати, тоже нашли через социальную сеть.
– Современное поколение хочет жить ярко, предпочитая разнообразный виртуальный мир одинаковым серым будням, – говорит Анастасия Владимировна. – Новые знакомства, интересное общение, романтика отношений, дружба по интересам – все это и многое другое люди находят в социальных сетях. У кого-то это действительно становится своего рода манией. Лично для меня это способ всегда быть на связи, в том числе и с коллегами из других городов и стран.
Что и говорить, социальные сети – это параллельный мир со своими правилами. Психологи уже давно называют присутствие в них бегством в другую реальность. А дорогу обратно, к сожалению, находят не все. «Многие начинают прятаться в социальных сетях, – говорит психолог. – Причем делают это напоказ. Чем больше людей увидит, «какая я красивая», «какая я счастливая», «какой я богатый», тем лучше. «Дружить» с теми, с кем в жизни вряд ли перебросился парой слов, – хороший тон. А отказывать – практически оскорбление. Конечно же, наличие пяти-шести тысяч друзей в социальной сети – иллюзия. В реальности мы общаемся с гораздо меньшим числом людей, и нам этого вполне хватает. «Лишние» люди, переизбыток информации влекут за собой стресс».
По данным психологических исследований, для человека действительно важными могут быть не более пяти-шести друзей. Запомнить он способен не более 150–200. Остальные – просто массовка, те, мимо которых пройдешь на улице и не узнаешь.
Многих привлекает в Сети возможность выделиться, оставаясь при этом самим собой. Но можно ли верить всему, что изображено на страницах пользователей? Имена – выдуманные, возраст – да хоть 125 лет! Фотографии на «аватарке» – только самые лучшие или ненастоящие. Чем не идеальный мир, в котором каждый – такой, каким хочет быть.
По данным статистики Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), сообщать о себе в социальных сетях и блогах неправду хотя бы однажды приходилось половине пользователей этих ресурсов (51%). Чаще всего пользователи социальных сетей искажают такую информацию о себе, как имя и возраст (по 29%). Участники подобных ресурсов также склонны предоставлять неверные сведения о своем семейном положении (23%), внешности и хобби (по 22%). Регистрироваться в социальных сетях под вымышленным именем наиболее склонны мужчины (33%) и респонденты моложе 35 лет. Мужчинам также более свойственно говорить неправду о возрасте (33%) и семейном положении (29%).
В жизни, если перестать тесно общаться с друзьями, проводить с ними время, просто разговаривать, дружба неизбежно закончится. Человек перестает быть другом и становится просто знакомым. В социальной сети иные правила. Они толкают нас к общению даже с теми людьми, с которыми мы бы не стали в обычной жизни даже разговаривать. Сеть предоставляет нам все «новости» из жизни наших «друзей». У большинства пользователей на страничке запечатлены «друзья», которым они даже не написали ни разу.
Конечно, не стоит утверждать, что социальные сети – абсолютное зло. Просто все хорошо в меру. А для некоторых людей социальная сеть становится основным и чуть ли не единственным средством общения. Как, например, для Алины Багаутдиновой. С некоторых пор молодая женщина редко выходит из дома – на руках больная мама.
– Поначалу я чувствовала себя вычеркнутой из нормальной жизни. Интернет стал для меня спасением, – утверждает Алина. – Я заказываю продукты, бытовую химию, лекарства, не выходя из дома. А в социальных сетях общаюсь с подружками. Они поддерживают меня морально в этой тяжелой ситуации. Даже не знаю, чтобы я делала, не будь у меня этой ежедневной «терапии».
Для большинства же людей социальные сети не должны становиться главным источником общения. Это хороший способ убить свободное время, а его не так уж много. Для «лечения» от подобной зависимости психологи советуют заняться чем-то, что способно отвлечь от Интернета. Лучше найти занятие вне дома, например, активный отдых или спорт.
– Если человеку есть чем заняться, он не будет просиживать своё время в социальных сетях, – уверена психолог Анастасия Рахманова. – А когда зависимость станет ощутимой, я могу посоветовать уехать куда-нибудь в туристический лагерь, где Интернета и вовсе нет.

Екатерина Волкова.
Коллаж Руслана Султанов.

Опрос: А вы часто бываете в социальных сетях

Александра Усачева, юрист:

– Я против этой всеобщей открытости. По-моему, люди даже не представляют, кто и как может использовать предоставленные ими данные. А сколько на этой почве случается семейных драм! Только среди моих знакомых произошло два таких серьезных случая. Лично я зарегистрирована в одной социальной сети, но под чужим именем, и использую я этот сайт как хорошую базу для хранения музыки и кинофильмов.

Юлия Краснова, дизайнер:

– Я не зарегистрирована ни в одной из социальных сетей. Просто не хочу. Раньше общалась в одной из социальных сетей, но быстро поняла, что это отнимает слишком много времени и в общем-то не нужно мне. Я занялась йогой, фитнесом, нашла новых знакомых, с которыми у меня гораздо больше тем для разговоров, чем с бывшими одноклассниками и однокурсниками.

Ратмир Фахретдинов, частный предприниматель:

– Я зарегистрирован в четырех соцсетях. Считаю, что это очень удобно. У меня свой маленький бизнес и нескольких своих клиентов я нашел именно с помощью социальной сети через группу по интересам. Всегда будут те, кто «за» и те, кто «против», а истина посередине. Социальные сети – это наши реалии и использовать их можно, но не теряя головы.

Диана Гильмиярова, офис-менеджер:

– Каждую свободную минуту я провожу в Сети. У нас на работе никто сайты не перекрывает. И, сидя в кабинете, я всегда на связи с друзьями. Это не значит, что я не работаю, а общаюсь. Нет, конечно. Просто я в режиме on-line. А в свободную минутку могу и попереписываться. Мы даже с мамой больше болтаем на сайте, чем дома.

Добавить комментарий

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

