"Молодежная газета" г.Уфа

Встречают по обложке…

Posted on: Август 19, 2011


В погоне за прибылью недобросовестные производители тетрадей и дневников ставят под удар здоровье школьников 

От изобилия обложек голова идёт кругом.

Близится к концу лето, уже совсем скоро детям придется вернуться к учебному процессу. Повсеместно работают школьные базары, где можно встретить пестрое разнообразие тетрадей, альбомов и дневников.

«– Никаких Винкс!
– Мам, ну ты же обещала дневник с принцессой!
– Ну, посмотри, разве так выглядят принцессы?!»
Такой диалог можно часто услышать у палаток с канцелярской продукцией. Но скоро родителям и детям не о чем будет спорить – Президент России Дмитрий Медведев подписал документ о защите подрастающего поколения от рекламы. Теперь школьная продукция, включая дневники и тетрадки, будет выглядеть строго и однообразно. Корректировке подверглись Законы «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об информации» и закон «О рекламе». Все поправки направлены на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации. В частности, будет запрещено размещать рекламу в учебниках, учебных пособиях и другой учебной литературе. Кроме того, запрещается распространять рекламу, содержащую информацию, не предназначенную для распространения среди детей в детских образовательных организациях.
Эксперты положительно оценивают инициативу Президента. Агрессивная реклама стала неотъемлемой частью современной жизни, и детская психика безоговорочно подчиняется ее влиянию.
Психолог Елена Биккузина запрет поддерживает.
– Дети очень внимательно относятся к различной информации, особенно к рекламе, они воспринимают ее как данность. Если говорить о младших школьниках, то яркие тетрадки с персонажами из мультфильмов отвлекают внимание ребенка и мешают восприятию учебного материала. Важно обратить внимание и на обложки дневников. Судите сами: отвлекающая от учебы картинка на обложке формирует несерьезное отношение и к дневнику, и к учебе. А значит, и замечания, которые запишет в дневник учитель, школьник не примет всерьез.
В большинстве школ мира запрещены тетради, на которых изображены всевозможные герои мультфильмов, ужастиков или фильмов. В России некоторые относятся к таким изображениям лояльно, а некоторые – резко негативно: учеба – дело серьезное, а изображения на тетрадях порой вносят противоречия этнического и культурного характера.
Анастасия Булычева собирает сына Олега в шестой класс:
– Я готова купить любой дневник, какой понравится! Главное, чтобы у ребенка тетради и дневник вызывали хорошие эмоции – ему учиться! Классный руководитель никаких требований не выдвигала, поэтому полагаюсь на выбор сына. Учеба — это все-таки нагрузка и стресс, пускай хоть что-то в школе радует!
Дневники и тетради с картинками и яркими обложками могут помешать учебе – такого мнения придерживаются и некоторые учителя начальных классов, рекомендующие родителям закупать тетради с однотонными обложками. Однако продавцы канцтоваров отмечают, что на деле большим спросом пользуются как раз те, на которых больше красочных рисунков, в том числе и рекламных.
– Когда я был помладше, было интересно купить тетради с футболистами, мотоциклами, машинами, – говорит десятиклассник Артур Ишмухаметов. – Помню, приходили 1 сентября в школу и разглядывали дневники друг у друга. Теперь не гонюсь за яркими обложками – вырос, наверное. Дневник пока покупать не буду – может, без него удастся обойтись, у нас многие так делают.
Педагог Елена Бушуева сейчас работает с 6-ми и 11-ми классами:
– Не думаю, что яркие обложки отвлекают от учебы. Ребенок достаточно быстро привыкает к новой тетради или к дневнику и перестает уделять картинке внимание. В нашей школе запретов на обложки нет, а для меня как для учителя важно, не как выглядит тетрадь, а что там внутри. Знаете, иногда попадаются тетради и дневники с хорошим справочным материалом, который может быть полезен ученику. Хотя, конечно, бывает и такое, что в них встречается много лишнего: обилие ярких цветов, пестрое оформление страниц… Думаю, в младших и средних классах выбор дневника и тетрадей должны контролировать родители.
С рекламой понятно, она бросается в глаза еще с обложки. Но за яркой формой скрывается достаточно «серое» содержание: в погоне за прибылью производители буквально заваливают рынок некачественными тетрадями, которые игнорируют все требования существующих ГОСТов и наносят существенный вред детскому здоровью.
Так, письмо на неплотной серой бумаге может привести к близорукости и астигматизму. К тому же серый фон делает работу безрадостной. Но и слишком белые листы могут нанести вред: зрение слишком напрягается, да и повышенная белизна бумаги зачастую достигается использованием оптических отбеливателей, известных крайней вредностью для здоровья печени, легких и нервной системы.
Тонкая газетная бумага мнется и рвется даже при незначительном нажиме шариковой ручкой, на ней расплываются чернила, тушь и фломастеры. Удивительно, но тетради на пружине деформируют кисть ребенка, поскольку ему приходится каждый раз подстраивать руку под расположение пружин. Тетради с нестандартным размером линеек и клеток сбивают тонкие двигательные рефлексы, портят почерк.
Яркие полиграфические краски, содержащие хлор, свинец и другие опасные химические вещества и соединения, опасны вредным воздействием на детский организм.

К сведению

По определению, реклама – это информация, которая распространяется любым способом, с привлечением самых разнообразных средств, преследует она одну-единственную цель – продвижение на рынок какой-либо продукции. Она адресована неопределенном кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынок. Все, что попадает на обложки учебника, тетради, дневника, других школьных принадлежностей и преследует коммерческие цели, – это и есть реклама.
За нарушение законодательства предусматривается административная ответственность: для граждан – штраф от 2 до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей. Для предпринимателей предусмотрены штраф от 5 до 10 тысяч рублей и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, а для юридических лиц – штраф от 20 до 50 тысяч рублей и приостановление деятельности как для предпринимателей.

Ирина МАРТОВА.
Фото Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

%d такие блоггеры, как: