"Молодежная газета" г.Уфа

Простые правила Евгения Ромадова

Posted on: Июль 14, 2011


Учитель истории Туймазинской гимназии №1 Евгений Ромадов, став победителем республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана–2011», получил премию Президента РБ.

 Победитель республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана-2011» делится секретами мастерства

Родом он из Уфы, но детство прошло в Эстонии, в городе Кохтла-Ярве. Признался: «Я был совсем не пай-мальчиком…» Матери приходилось действовать где строгостью, где мягкостью. Она научила его самодисциплине. Женя мог дырку на штанах зашить, обед приготовить, утром отводил младшую сестрёнку в детский сад, а вечером не забывал забрать домой… Мама работала горноспасателем. Однажды, когда на шахтах произошли три аварии подряд, Женя с сестрёнкой не видели её практически три месяца. Домой мама забегала лишь на 2-3 часа.

Учился ни шатко ни валко, хотя голова соображала. Занимался спортом, но в девятом классе из-за тяжёлой травмы футбол пришлось оставить. Мать поддержала его стремление поступить в суворовское училище, но там он быстро понял, что с армией ему не по пути. Пришлось искать что-то другое. Дело происходило в Ленинграде. И его осенило: история!
Наверное, Евгений Николаевич вытянул счастливый билет. Окончив Башкирский государственный педагогический институт, преподаёт историю в Туймазинской школе уже 14 лет. Он стал победителем республиканского конкурса «Учитель года Башкортостана». И, по всей видимости, ни о чем не жалеет…

Входить в класс с любовью и заботой

– В моей родной гимназии № 1 сменилось много директоров, но каждый из них говорил одно: «Запомните: мы здесь до тех пор, пока нужны детям. Все ваши интересы вторичны, первичны интересы ребёнка», – начал свой рассказ Евгений Ромадов. Поэтому делаем всё, чтобы ученик достиг успеха, чтобы ему было комфортно в стенах нашей школы.

– Кто-то из учеников быстро усваивает материал, но есть и «слабое звено». Выходит, работая с детьми, надо приспосабливаться – на что они клюнут?
– Ребёнок должен понимать, чего от него хотят и что он может делать на уроке. Поэтому главное – надо создать правила, касающиеся дисциплины, опроса, требований. Например, сильный получает задание потруднее, слабому достаётся задание другого плана. Если вдруг эти правила тебя перестали устраивать, а дети к ним привыкли, ты не имеешь права их менять. Дети знают свой объём, и они никогда не обижаются.

– И не боятся?
– Именно так! На урок идут спокойно. Но ты не уступаешь им, когда они просят помочь. Говоришь: «Нет, извините, вы не выполнили задание!» Здесь и строгость, и соблюдение дистанции. Во-вторых, надо стараться понять ученика. Личность складывается по кирпичикам, как дом индивидуальной застройки. Главное – заинтересовать строителя. История – предмет разноплановый. Кому-то нравится война, а кому-то экономика. Зацепишь и ведёшь. А в-третьих, – стараться быть максимально понятным. Если всё время читать нотации и говорить заумно, с ребятами можно потерять контакт.

– Интереснее работать с сильным учеником?
– Это ошибка! Зачастую думают, что если ученик одинаково хорошо учится по всем предметам, то он успешный. Приведу пример. В этом году у меня было двое ребят, которых с общепринятой точки зрения вряд ли можно было бы причислить к успешным. Несмотря на то что по математике и русскому языку, считающимися в школе показательными, у них были неважные оценки, Ильмир Гарифуллин ухитрился выиграть четыре городские олимпиады – взял первое место по обществоведению, праву, экономике, а Динар Валеев стал призёром республики по истории. Так что определить талант ребёнка очень тяжело. Надо позволить ему самому найти свою стезю, а это уже задача учителя.

– Вы в этом году стали победителем «Учитель года» сначала в Туймазах, а потом в республике. Волнуетесь, когда идёте на урок?
– Так было первые три года, а сейчас вхожу в класс и отсекаю все волнения. Я в своей стихии… Тем более, работая с детьми много лет, я уже до урока знаю, что они могут «выкинуть».

– Есть мнение, что ЕГЭ обезличивает ученика. К тому же содержание таких дисциплин, как литература, история, обществоведение, не укладывается в рамки тестов и не предусматривает однозначные ответы…
– Любой экзамен обезличивает ученика! К ЕГЭ отношусь хорошо. Он достаточно эффективен, но его нужно серьёзно модифицировать. Проводить экзамен жёстко и качественно, причём вне учительской среды. Во-вторых, надо поставить глушилки в школах, технически закрыть возможность шпаргалить. В-третьих, установить максимальную планку: кто набрал выше 75 баллов, все равны. А если вузы хотят принимать талантливых детей, пусть увеличат объём олимпиад раз в десять.

Застёгнут на все пуговицы

– Сегодня молодёжь интересует политика, духовность? Или больше разговоров о том, кто и сколько зарабатывает?
– Сказать, что молодёжь апатична и плывёт по течению, не могу. Молодые имеют свой взгляд, свои суждения, иногда жёсткие, одиозные, то есть неприятные для других. Что касается богатства, денег… Им больше нужны успех, признание заслуг. Но выбирая профессию, хотят, чтобы она приносила доход.

– Насколько вы открыты и помогает ли вам это?
– Я застёгнут на все пуговицы, но ученик никогда не поймёт, что я нахожусь в таком состоянии. Я дам ему понять, что его проблема для меня самая важная и что теперь, пока он стоит передо мной и смотрит мне в глаза, он самый главный. Стараюсь выслушать и сделать всё, что в моих силах.

– Какой у вас по счёту выпуск? И тяжело ли было расставаться с нынешними ребятами?
– Всего лишь третий… Конечно, есть ребята, с которыми расставаться особенно жалко. С кем много возился, на кого много сил потратил. Но спасает работа. Придут новые дети, опять начнется круговерть… Но первый выпуск, наверное, самый запоминающийся. Многие оттуда уже перешли на уровень друзей.

– А в педагогику никто не рискнул пойти?
– Историков точно нет, но есть учителя английского языка, литературы, физики, химии, труда, рисования, информатики. А последний выпуск… Поживём – увидим.

«Именем короля запрещается зло…»

– Что хочется успеть сделать?
– Реализовать свою программу, главная цель которой – воспитать патриота и при этом самостоятельную, независимую личность. Пока она на рецензии в Уфе, потом нужно внедрять.

– Какой исторический герой наиболее близок по духу?
– Иван Грозный, хотя мне до него очень далеко. Кстати, Грозный – не тиран!

– Где черпаете вдохновение, которое надо постоянно поддерживать, лелеять?
– Помогают дети и жена. Дом – это тихая гавань, где можно передохнуть, успокоиться (этому способствуют две кошки), найти поддержку, понимание и обрести вдохновение.

– Как уживаются под одной крышей два педагога, причем два историка?
– Прекрасно! Обсуждаем интересные вопросы. Если у одного что-то не получается, быстро находим решения. Но дома не работаем. Это, скажу я вам, вредно!

– Профессия учителя уникальна: он работает над собой. Ему нужно быть всегда интересным для ученика…
– Книги глотаю, особенно фантастику и фэнтези Романа Злотникова, Ника Перумова, Клиффорда Саймака и Джеймса Блиша. Не откажусь и от хорошей классики. Нравятся Хемингуэй и Драйзер, поэты серебряного века. Читаю достаточно часто Северянина, Мандельштама, Блока и Маяковского. Музыка? У меня неклассический вкус: слушаю Галича и Высоцкого, либо тяжёлый металл.

– «Именем короля запрещается зло!» Если бы вы стали королём, какой бы указ был первым?
– Наверное, запретил бы хвастовство.

– Ропщете на судьбу?
– Жизнь не из пряников состоит, и все достижения зависят только от себя самого. Дуться на судьбу – значит дуться на себя. Это глупо! Запрягайся и паши! Я по натуре – рабочая лошадка. Ставлю цели и добиваюсь их.

Беседовала Венера Ильясова.
Фото автора.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: