"Молодежная газета" г.Уфа

Люди икс в ушанках и другие…

Posted on: Июль 11, 2011


Русские в кино глазами американцев

 

«Стань свидетелем того, как изменится наш мир», – зазывает на киносеанс рекламка пятого фильма о «людях икс» – знаменитого детища компании Marvel Comics. Реклама рекламой, а мир, как показывает практика, не меняется. Только не каждый замечает это под соусом спецэффектов.

«Картинка, снятая по мотивам других картинок», стала в Голливуде чем-то вроде обязательного утреннего бутерброда. Бэтмен, Супермен, Блэйд, Халк, Человек-паук, Призрачный гонщик, Железный человек, люди в черном – явления давно не паранормальные. Впрочем, говорят же любители комиксов: не ищите мифа старого. Новые мифы – но все о старом.
Нет большого смысла заумно анализировать суперживучую франшизу о добрых и злых мутантах: откликами на всякий вкус и цвет засеяны бескрайние просторы виртуальных полей.
Можно сколько угодно говорить о том, что Карибский кризис, который в фильме развязывают и останавливают люди-мутанты, – фантазия сценаристов, не имеющая с реальностью ничего общего. Но за иносказанием всегда есть намек. И этот намек – очередная киношная пощечина приказавшему долго жить СССР.
«Русские в фильме хоть и показаны эпизодически, но достойно, ну разве что за исключением вечно играющего «русского» хорвата Раде Шербеджия», – делится своими впечатлениями посетительница одного из киносайтов.
Никак не можем разделить ее оптимизма. В картине налицо все признаки издевки над Советским Союзом. Герой Шербеджия – продажный генерал, который не прочь позабавиться с девочками; солдаты – большеглазые, с какими-то пустыми и глуповатыми взглядами; заседание Совета – бездушные куклы, трафаретно хлопающие после решения о размещении ракет. Всех русских персонажей фильма зовут одинаково – «товарищ»; сцена разговора Шоу и компании с советским военным навевает что-то из классической бондианы, в которой противостояние с СССР было важнейшим по сценарию; панорама Красной площади рисует холодную русскую зиму. Самая «русская» деталь в картине – легендарная шапка-ушанка, которая кажется своеобразным пропуском на засекреченную советскую базу.
Какие они, жители России-СССР, в американских драмах, комедиях и боевиках? Чаще всего «русский» – это либо антигерой, либо неоднозначная «шутливая декорация», или второстепенный помощник на фоне героических янки.

Под холодной звездой
Периоды первых лет советской власти и начала холодной войны можно условно разбить на две основные линии – до 1945 и после. Первый без преувеличения можно изучать по ролям королевы Голливуда шведки Греты Гарбо, которая неоднократно «рекламировала» русских красавиц на Западе. В 1928 она играет шпионку Таню Федорову, которая в финале уезжает из России с австрийским капитаном, застрелив своего шефа Александрова; в 1927 и 1935 – Анну Каренину, в 1932 – балерину Грушинскую в оскароносном «Гранд-отеле», в 1937 – графиню Марию Валевску. В комедии «Ниночка» (1939) она пытается «провести разъяснительную беседу» с тремя советскими эмиссарами, поддавшимися искушениям капиталистической жизни в Париже.
Уже в этих фильмах русские предстают как шпионы или агонизирующие эмигранты. Они либо должны погибнуть, либо сбежать на Запад. Но главное отличие фильмов первого порядка – показ побегов и метаний через призму любовных чувств, а не ура-патриотизма или ура-предательства. Значит, акценты другие.
Во второй блок фильмов «с участием русских» логично входят «Доктор Живаго» 1965-го (где интеллигенты периодически бренчат на балалайке, а Уральские горы кажутся Гималаями), «Парк Горького» (1983), «Рокки-4» (1985), «Нет выхода» (1987), «Красная жара» (верный перевод – «Накал докрасна»), «Красный скорпион», «Рэмбо-3» (все фильмы – 1988), «Охота за “Красным Октябрем”», «Русский дом» (оба фильма – 1990), а также «22-ядерная» (с двумя неколлекционными фильмами) бондиана, герой которой являет собой плод буйной фантазии Яна Флеминга, обвиненного СССР в шпионаже. Киноленты этого периода продолжают славную традицию историй о русских шпионах и военных богатырского пошива, а Шварценеггер и Белуши дополняют общую картину добросердечными отношениями (как результат политики Горбачева). Русские 80-х все еще относительно адекватные, и это о чем-то говорит.
Лидер по шпионской «антисоветчине» – «Из России с любовью» (1963). Но вот в 1995-м в прокат выходит «Золотой глаз» – первый фильм, снятый после распада СССР, где впервые отчетливо звучит тема русской мафии.

Реквием девяностых
Не будем заниматься неблагодарным делом перечисления всех сюжетных линий с участием «отечественных» бандитов. Они присутствуют в таких фильмах, как «Святые из Бундока» (фамилии опять по канону – Чехов да Петров), «Русский киллер» (оба фильма – 1999), «Большой куш» (2000). А где мафия, там и терроризм пресловутый, и погоны продажные. Так, в «Миротворце» (1997) Александр Балуев играет русского генерала, намеревающегося продать оружие иностранным террористам.
Находится место и новой «милицейской» истории – только теперь это не колоритный Арни, а глуповатая комедийная «Полицейская академия: миссия в Москве» (1994).
Еще одна популярная тема – «Россия во вселенной». Ей посвящены три примечательные картины.
«Столкновение с бездной» (1998, Мими Ледер). Роль российского космонавта Михаила Тульчинского (А. Балуев) на корабле с американцами – своеобразная дань уважения нашему звездному – в прямом и переносном смысле – прошлому. Это один из немногих американских фильмов, где российский гражданин показан положительно и ровно, но не стоит забывать, что за этим стоит некоторое снисхождение победителя.
В масштабной картине Майкла Бэя «Армагеддон» (1998) места «нормальному» российскому космонавту не нашлось. На российской станции «Мир» полковник Лев Андропов практически сошел с ума, нетрезв и небрит, надел на голову – вы, конечно, помните! – шапку-ушанку с красной звездой. И роль эксцентричного русского космонавта, и печальный конец орбитальной станции – символичная иллюстрация того, как к нам относились в 98-м. Не случайно особенно возмутились фильмом отечественные космонавты.
«В плену у космоса» (2001). Здесь все просто: российская космическая станция «Авна» скоро сгорит в атмосфере Земли, и спасти космонавтов поручают отважной команде американского «шаттла»…
В этот период заморским кинематографом представлена даже отечественная военная тематика – знаменитый и неоднозначный «Враг у ворот» (2000). С одной стороны, за основу взята история о реальном человеке, снайпере, Герое Советского Союза Василии Зайцеве; с другой – выдуманный сюжет и свободная трактовка исторических фактов вызвала жесткую критику не только в России, но и на Западе. Главный персонаж все же прочувствован режиссером французского происхождения Жаном-Жаком Анно и выглядит относительно достойно. Но финальный монолог политрука Данилова о вечном существовании бедных и богатых воспринимается как разочарование и отречение от центральной коммунистической идеи, а гулянье в Красной Армии вообще вызывает возмущение.

На круги своя
Эпоху нулевых следует делить на до и после 2005 года. Не секрет, что к его началу российско-американские отношения вступили в фазу резкого ухудшения. Как и в былые времена, это наглядно демонстрируют фильмы.
«Проект «Ельцин» (2003) рассказывает о чуть ли не выдающейся роли иностранцев в выборах президента России в 1996 году (буквальный перевод фильма – «Раскручивая Бориса»); «Терминал» (2004) повествует о Викторе Наворски, прилетевшем в Нью-Йорк из бывшей советской республики Каракожия. Казалось бы, тема русской мафии и спецслужб цветет и пахнет; но с 2005-го все явственнее заметен новый виток старой спирали: и мафия какая-то «серьезная», и от спецслужб веет ядерным холодом…
В боевике «Хищники» (2010) русский спецназовец группы «Альфа» Николай (Олег Тактаров) обладает силой и храбростью, но – по законам американского жанра – все же погибает, уничтожив гранатой инопланетянина. В 2007-м появляется откровенно неудавшийся «Хитмэн», в а 2010-м – чересчур запутанная «Солт». «Хранители» (2009) открыто возвращаются в эпоху холодной войны (куда нас отсылают и свеженькие «первоклассники» – люди Икс), ну а Стивен Спилберг, вообще отправляет «красных» гулять в самое сердце США – по ядерному полигону в Неваде («Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», 2008)…
Говорят, если хочешь узнать, что думают о стране, смотри блокбастер. «2012» немца Роланда Эммериха (2009) яркое тому подтверждение. Русские в его фильме очень «неровные». Миллиардер Юрий Карпов – бывший боксер, прямо-таки рекламирующий украинскую марку самолета-гиганта «Антонов»: «Он же русский». Олигарх по определению должен вызвать отвращение, но именно он становится инициатором бегства простых людей к спасательным «ковчегам» и, пусть и ненамеренно, жертвует своей жизнью ради жизни своих детей.
Как говорится, есть над чем подумать. Не только на фоне очередной катастрофы Эммериха, но и в целом – наблюдая за современной заокеанской кинопродукцией. 1 июля на экранах появились новые трансформеры, и уже неудивительно, что действие этого фильма переносится во времена космической гонки между СССР и США. То что киноиндустрия взяла на вооружение политическую тему, возрождая мифы холодной войны, видно сейчас невооруженным глазом. За «горячую» тему, возросший интерес к нашему загадочному отечеству ухватились даже свеженькие мультяшные «Тачки-2»: помимо присутствия в кино британского агента за спиной одного из героев можно будет лицезреть красивый столичный собор.
«Вы все-таки увидите Москву в фильме, – заверил режиссер Джон Лассетер. – На Мэтре будет большая ушанка»…

Кристина Андрианова,
Дмитрий Книга.
Коллаж Руслана СУЛТАНОВА.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: