"Молодежная газета" г.Уфа

Тот самый Мюнхгаузен

Posted on: 23 июня, 2011


Карл Фридрих Мюнхгаузен родился в г. Боденвердере (Германия) в 1720 году, умер 22 февраля 1797 там же: немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж.

Имя барона стало нарицательным: человек, рассказывающий невероятные истории

Боденвердер – очень маленький немецкий городок, расположенный вдоль реки с нехитрым названием Везер, примечателен тем, что когда-то в нем родился самый известный хрестоматийный врун Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен.

Русский след
Кстати, этот фантазер оставил в России не только литературный, но и генетический след. Бравый и находчивый барон более 10 лет служил России и покинул ее в 1750 г. в чине ротмистра, вернувшись на свою родину. «Я выехал из дома в Россию среди зимы…» Так начинается книга, которую уже двести лет читают дети и взрослые на всем земном шаре. Имя её героя давно стало нарицательным, о его приключениях снято несколько фильмов, мультфильм, а число переизданий его веселых приключений необъятно.
Барон не нуждается в представлении. Ведь только он летал на пушечном ядре на Луну; скакал на половине лошади, а когда первая половина захотела пить, вторая мирно паслась рядом; прострелил шомполом стаю куропаток, вытащил себя и своего коня за волосы из болота; влез по бобовому стеблю на Луну; умудрился в жестокий российский мороз поднять на дерево кинжал с помощью заледеневшей струи мочи… (об этом обычно не пишут).
Но почему самые известные его подвиги связаны с Россией? О жизни барона рассказывают скудные документы, лежащие в архивах России и Германии.
В декабре 1737 г. фон Мюнхгаузен в качестве пажа принца Антона Ульриха прибыл в Россию. Сообщение об их приезде в Санкт-Петербург имеется в донесении из России от секретаря брауншвейгского посольства. «Я выехал из дома среди зимы» – вновь находим мы подтверждение этого сообщения у Мюнхгаузена. Тут, наверное, уместно будет вспомнить эпизод, когда снежной зимой он, по его рассказам, привязал лошадь к маленькому колышку, а наутро, когда снег внезапно растаял, барон обнаружил ее на верхушке колокольни (русская зима всегда было горазда на сюрпризы). Мюнхгаузен прослужил в армии около 20 лет, проведя достаточно много времени в России, оставив здесь многочисленное потомство…

Фантазии и жизнь
Выйдя в отставку, барон вернулся в родной город в Нижней Саксонии. В маленьком Боденвердере он вел жизнь небогатого помещика, развлекаясь охотой и рассказывая в кругу друзей за бутылочкой вина у камина о своих удивительных подвигах. Его рассказы в устном виде стали распространяться по Нижней Саксонии с примерным заголовком «Вранье вруна всех вралей». Первый сборник «веселых и нелепых историй от Мюнхгаузена» был издан все же не в Германии, а в Англии. Сделал это за Мюнхгаузена Р.Распе в 1785 году.
Эта книжка мгновенно распространилась по Европе. Барон воспринял свою фантастическую литературную известность как оскорбительную насмешку, счёл свое доброе имя опозоренным (до сих пор к его имени немцы прибавляют официальный эпитет «барон-врун», а в официальной медицине есть даже «симптом Мюнхгаузена» – это когда пациент приукрашивает, преувеличивает или, не отдавая себе отчета, попросту придумывает все новые симптомы мнимого заболевания) и собирался даже судиться, но изменить уже ничего не мог. Читатели «перепутали» барона с литературным героем.
В 1790 году умерла его супруга, и 73-летний бездетный барон отважился жениться на 17-летней Бернардине фон Брун, дочери отставного майора, надеясь продолжить свой род по немецкой линии. Новая жена оказалась ветреной особой и через полтора года барон влез в долги и разорился, а Бернардина сбежала. Бракоразводный процесс съел остатки состояния.
В одиночестве и нищете Иероним фон Мюнхгаузен умер 22 февраля 1797 г. и похоронен в фамильном склепе под полом деревенской церкви неподалеку от Боденвердера. За несколько дней до смерти ухаживавшая за стариком женщина обнаружила, что у него на ноге не хватает двух пальцев (он отморозил их в России). Неунывающий барон не замедлил похвалиться: «Их отгрыз на охоте полярный медведь, а все остальное не успел, просто поперхнулся и умер». Так просто умер и сам барон.

«Улыбайтесь, господа, улыбайтесь»
Этой весной мне довелось побывать в Боденвердере. Это крошечный (я бы сравнила его с изящной игрушкой) зеленый городок, где гордятся своим «бароном-вруном», где приветливо улыбаются, услышав русскую речь, где дети забираются на памятники и купаются в фонтане и никто не делает им замечаний, где потрясающе чисто, почти в каждом доме кафе или ресторанчик и где хочется чего-нибудь этакое сочинить… Городок украшен забавными памятниками барону. Один из них (где барон вытаскивает себя и коня из болота за волосы) подарен городу 11 мая 2008 года московским фондом «Диалог культур – единый мир», а скульптуру с куропатками подарили питерцы (тогда еще ленинградцы). Есть музей, где сохранились вещи барона. В музее собрана огромная коллекция книг, изданных по всему миру. Россия, разумеется, представлена довольно широко. Кстати, здесь живет бронзовый кот, который (по поверью), если его погладить, приносит счастье. Несколько лет назад кота, принадлежавшего в свое время Мюнхгаузену, погладил тогдашний Президент России Владимир Путин.
Барона у нас любят переиздавать, особенно если учесть, что при сопоставлении некоторых фактов российской действительности с его рассказами нам они кажутся не столь уж фантастичными. На Кавказе долгое время существовал клуб «Внучата Мюнхгаузена» (не знаю, есть ли он сейчас). Именно здесь – в Баксанском ущелье – появился единственный в России музей барона Мюнхгаузена. Я видела несколько портретов знаменитого барона, но когда я пишу эти строки или перечитываю книгу, или просто вспоминаю это имя, перед моими глазами встают финальные кадры фильма по сценарию Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен», где великолепный Олег Янковский в роли барона перед тем как подняться по лестнице на жерло пушки, чтобы, вопреки общепринятому здравому смыслу, лететь, оседлав ядро, на Луну, говорит замершим вокруг людям: «Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»… Господи, как здорово и как по-мюнхгаузеновски написал это Горин, как органичен при этом Янковский и как это правильно! Улыбайтесь, господа!

Елизавета Вайман.
Фото автора.

Оставьте комментарий

Самое читаемое

Рубрики

Топ записей & страниц

Топ кликов

  • Нет