"Молодежная газета" г.Уфа

«Всё вокруг – колхозное, всё вокруг – моё!»

Posted on: Июнь 10, 2011


Имеет ли мелкое воровство отношение к нашему национальному менталитету? 

Что удивляет в первую очередь россиян, впервые пересекающих границу? Простите за физиологию – туалеты. И даже не столько их чистота, а наличие там (причем с запасом) всех необходимых принадлежностей: туалетной бумаги, бумажных полотенец, мыла… «Господи! Ну почему у нас в местах общественного пользования, кроме многочисленных перлов народной мудрости на стенах типа «Как горный орел на вершине Кавказа, я гордо сижу на краю унитаза…», ничегошеньки нет?», – делятся эмоциями друг с другом отпускники. Прекрасно, впрочем, зная ответ: растащат.

«Почему у вас такие убогие cтоловые приборы?» – наивно спросила я директора одной чудесной столовой, где качество пищи намного опережает цены. «Так все же мгновенно разворовывают, – грустно поведал мне он. – Недавно простенькие солонки-перечницы приобрели – за неделю ни одной не осталось. А сколько тарелок пропадает, стаканов, салатниц…» – «Так у вас же закрытое предприятие! Охрана внизу сидит. Да и кому нужны страшноватые грубые тарелки и еще более убитые алюминиевые ложки и вилки?» – «В сады, в деревню родственникам, по кабинетам… Сначала уносят тарелки с едой якобы очень занятым коллегам, потом забывают их вернуть, а затем как-то само собой посуда и приборы на рабочих местах «прописываются» и уже искренне считаются своими, родными. Сливают жидкое мыло, крадут кусковое… Причем воровством это не считают. Ежемесячно воруя в совокупности из нашей прибыли солидные суммы».
Так неужели мелкое воровство – особенность российского менталитета? Когда героиню Нонны Мордюковой в одном из старых советских фильмов поймали на воровстве огурцов, она, искренне возмущаясь, выдала фразу, мгновенно ставшую афоризмом: «Все вокруг – колхозное, все вокруг – мое!»
Этой цитатой и еще одним любимым афоризмом «Уходя с аэродрома, что-нибудь возьми для дома» обычно весело прикрываются все «несуны».
Мелкое воровство на производстве и в торговле в России существовало всегда. Проблема не в каких-то национальных особенностях, а в отсутствии чувства собственника. Понятие частной собственности, которую хочется приумножать и беречь, перестало существовать еще в СССР. Революция и дальнейшие карательные меры (раскулачивание, НЭП, продразверстка) уничтожили даже тех собственников, которые, можно сказать, кормили Россию-матушку. Благие намерения – все национализировать, создав общественную социалистическую собственность, в итоге превратились в массовом сознании народа в вечный двигатель промышленного воровства с лозунгом «тащи все, что плохо лежит».
Как ни странно это прозвучит, но ведь и коррупция выросла и продолжает расти именно из этого российского «чужого не жалко». Немаловажным психологическим поводом и моральным оправданием даже не очень мелкого воровства является абсолютное равнодушие государства к людям и руководителей – к своему персоналу, при том что и государство, и фабрики, и фирмы существуют благодаря труду работающего населения.
По некоторым оценкам, до 50 процентов персонала в нашей стране замешано в так называемом компенсационном воровстве. Работники считают, что им платят мало, и поэтому добирают недостающее.
Но вернемся к культуре поведения в общественных заведениях. У многих честных и порядочных граждан при заселении в гостиницы нередко просыпается необъяснимая страсть к мелкому воровству. Просто какая-то клептомания: они тащат буквально все, что можно спрятать в чемоданах, как будто это подарки администрации гостиницы постояльцам! Банные полотенца с названием отеля, махровые халаты, пепельницы, бумага для письма, серебряные столовые приборы из ресторана и даже простыни с пододеяльниками исчезают из гостиниц с такой быстротой, что расходы на них порой составляют основную часть затрат во многих крупных отелях. Если же такого клептомана ловят с поличным и обвиняют в воровстве, он нередко отвечает: «О чем вы говорите – ведь администрация сама рассчитывает на то, что эти вещи постояльцы унесут с собой в качестве сувениров!» И как только может нормальный гражданин, нарушивший закон и уличенный в деянии, квалифицируемом Уголовным кодексом как мелкое воровство, оправдывать свой поступок такими доводами, я в толк взять не могу.
Вернемся к тарелкам. Я покопалась в криминальной хронике и нашла любопытный факт. В марте 2008 года в Еврейской автономной области суд признал виновным местного жителя, укравшего посуду. 18-летний рабочий местного лесхоза ночью похитил в одной из квартир тарелки, ложку и кофейник общей стоимостью 462 рубля. За это преступление парень получил 2,5 года заключения. Сурово? Вряд ли из столовой того лесхоза после приговора стали пропадать приборы.
В Германии, на фестивале весны, где на открытом воздухе шла бойкая торговля разной вкуснятиной и напитками, нам предложили альтернативу. Можно было взять неудобную разовую посуду или заплатить залог в три евро за приличные приборы. За отдельным столиком принимали грязную посуду и тут же возвращали залог. Чем не опыт? Но мой собеседник, директор столовой, только вздохнул: «Начальство не разрешит… Обидятся, мол, рабочие. Не доверяем мы им, значит».
Культуру собственности нужно воспитывать с самого раннего возраста, с детского сада, откуда дети уносят карандаши, игрушки, тоже искренне считая их «своими».
Испания. Монастырь Монтсеррат, где хранится одна из католических святынь – чудодейственная статуя «Черной мадонны», одно прикосновение к которой приносит счастье. В соседнем зале лежат свечи и фотографии мадонны. Тут же стоит ящичек с прорезью и красноречивой надписью «50 с.». То есть берешь свечу или фотографию и кладешь в церковную кассу пятьдесят евроцентов. Но никто же не проверяет! Испанцы кидают монетки и, взяв свечи, тут же зажигают их и ставят с молитвами в специальные ячейки. Русская группа, игнорируя «кассу совести», живо разбирает свечи и со скорбными и просветленными лицами ставит их «за упокой» знакомых и близких. В ящичек падают лишь две монетки… А люди ведь наверняка небедные, раз в Испании отдыхают. И какие грехи они крадеными свечками замолить хотят? И как им сможет помочь «халявное» изображение святой девы?..
На французском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся многие русские эмигранты, я поразилась обилию сувениров и вещиц на некоторых могилах. Милые мраморные статуэтки ангелов, красивые вазы, шкатулки…
На наших кладбищах эти изящные вещицы не пролежали бы и часа.
Конечно, четкие границы между «своим» и «чужим» – устои сытого общества. Так мы тоже, вроде бы, не голодаем?

Эмилия Завричко.

Реклама

1 Response to "«Всё вокруг – колхозное, всё вокруг – моё!»"

четко сказано, т.е. написано!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: