"Молодежная газета" г.Уфа

Оценка: сияющий приз или условность?

Posted on: Июнь 2, 2011


Или еще раз об объективности учителей

Ф.П.Решетников. «Опять двойка».

Последняя неделя мая…
У старшеклассников начинаются экзамены, а ликующее среднее звено и начальная школа уже живут в радостном предвкушении долгожданных каникул. Перед финишной лентой учебного марафона надо сделать лишь последний рывок – преодолеть годовые контрольные, переводные экзамены, чтобы получить, наконец, итоговые оценки по предметам в «ведомости успеваемости».

И вот тут-то разгораются страсти покруче шекспировских. Королевское спокойствие и невозмутимость хранят лишь круглые отличники и их родители. Я имею в виду настоящих, а не подтянутых с помощью интриг, уговоров и пересдач аж по нескольким предметам обладателей заветной «пятерочной» ведомости. Впрочем, невозмутимы, как удавы, и круглые «троечники». Что волноваться-то? «Неуды» в табеле в нашей школе нонсенс, а к удовлетворительным оценкам за присутствие на уроках они уже давно привыкли. Остальные стараются ликвидировать «хвосты», чтобы повысить в табеле количество «пятерок». Начинается битва не за знания, а за оценки.
Школа – первый серьезный «выход» ребенка в социум и оценка последних достижений «маленького человека». Что включает в себя эта оценка? Прилежность, коммуникабельность, умение подстроиться под другого человека, нормы и требования школы, хорошее усвоение преподаваемого материала, работоспособность – этот перечень можно продолжать до бесконечности.
Однако в целом отношение к школьной успеваемости у родителей и учителей однозначное – как ребенок учится, так в дальнейшем он сможет устроиться в жизни.
Насколько подобная категоричность продуктивна? Ведь все мы знаем, что отличная учеба в школе часто не приводит в дальнейшем к «успешности» в жизни (высокому социальному положению, зарплате, знаменитости и так далее). И зачастую люди, которые учились плохо, достигли в жизни того, чего хотели. Въедливые журналисты постоянно нам это демонстрируют. То фотографии аттестатов зрелости крупных политиков и олигархов опубликуют, то в интервью звезд кино и эстрады на шокирующие признания про весьма посредственную успеваемость в школе раскрутят. Блистательная и многогранная актриса Нонна Гришаева недавно честно призналась, что «тройки» ей учителя ставили из жалости. Честь и хвала сердобольным педагогам Нонны!
Можно приводить много доводов «за» и «против» придания высокой значимости школьной успеваемости. Все дело в том, что за хорошей или плохой учебой могут стоять разные причины. Один ребенок может быть от природы одарен хорошими способностями, и отличная учеба для него не потребует особых усилий. Но насколько в дальнейшем такой ребенок будет готов к ситуации, когда его способностей не хватит и придется прикладывать много сил, чтобы справиться с задачей (а ведь он привык «побеждать», не затрачивая усилий)? Другой ребенок мог бы учиться на отлично, но учителя требуют от него «покладистости», а он свободолюбиво хочет признания своей позиции, и либо учителя его «наказывают оценкой», либо он в знак протеста не учится. А третий ребенок, имея очень средние способности к учебе, великолепно ладит с людьми, в частности со сверстниками, учителями, его все любят и многое ему сходит с рук, отличные оценки он получает скорее за то, что «очень милый». А четвертый ребенок – музыкально одарен, а вот точные науки – не его стезя, отсюда – опять плохая успеваемость в школе.
Но может быть и так, что ребенок вообще не проявляет интереса к любым занятиям, он слишком поглощен семейными проблемами. Так о чем тогда могут говорить школьные оценки?
Оценка – условность, которая складывается из огромного количества факторов. И далеко не всегда речь идет непосредственно о знаниях. Умение соображать, харизма, настроение, удача – все идет в дело. Я сама часто этим пользовалась – и в школе, и особенно в университете.
Зачастую оценка – субъективный результат суждения учителя. Такого же человека, как и все остальные. Имеющего не только законодательное право на оценочные «кнут и пряник», но и личные симпатии и антипатии. И редко кто из педагогов удержится от соблазна не руководствоваться одними только принципами святой справедливости при подведении итогов.
Оценка абсолютизирована и установлена на пьедестал. Она превращена в сияющий приз, для достижения которого ученик должен преодолеть полосу препятствий. Именно тогда учебный процесс становится больше похож на марафон по пересеченной местности, где главное — пробежать дистанцию, во что бы то ни стало, срезая углы, добираясь на попутках и расталкивая соперников. Единственное различие: в марафоне можно участвовать по желанию, а посещение школы обязательно для всех. Проблема школьной гонки в том, что она не предполагает желания смотреть по сторонам и просто наслаждаться процессом. А задуматься, зачем он бежит, ученику просто не хватает времени.
В уникальной вальдорфской системе обучения до седьмого класса успехи детей вообще не оцениваются. Опыты с отменой оценок были всегда. Например, в школе в Ясной Поляне отметок не было, но учителем там был Лев Толстой. А школа сегодня – массовая. Учитель – это массовая профессия. Наверное, не каждый может так заинтересовать своим предметом, чтобы вопрос отметок уже не вставал.
Всем родителям, скрупулезно подсчитывающим в принесенных детьми на прошлой неделе школьных ведомостях соотношение «четверок-пятерок», или глотающим валерианку от обнаруженной вдруг «тройки», хочу напомнить: и у Эйнштейна была «двойка» по математике, и у Пушкина – «ноль» по геометрии… Школа – это не подготовка к жизни, это сама жизнь. Причем, может быть, самый лучший, счастливый и памятный ее период. Главное все-таки не абстрактная цифра на бумаге с ее весьма условной виртуальной ценностью, а правильные цели в жизни. И реальные планы и пути для их реализации.

Эмилия Завричко.

Комментарий специалиста

Елизавета Вайман, психолог, заслуженный врач РБ:

– Если родители склонны придавать очень большое значение любой оценке ребенка, у него может сложиться ощущение, что его любят только за хорошие оценки, и если он получит плохую – родители уже не будут любить его. Ребенок вырастает тревожным, он боится даже минимальных неудач, у него будет заниженная самооценка, он никогда не сможет по-настоящему получить удовольствие от своих достижений. Взрослые должны уметь дать понять ребенку, что любить они его будут вне зависимости от того, как он учится, а главное, что они будут счастливы только в том случае, если будет счастлив он.
Также ребенок может усвоить установку родителей, что как он учится, так и сложится его дальнейшая жизнь. Если ребенок учится плохо, то может решить, что он уже ничего не в силах изменить, ничего ему не светит и т.д. Если учится на отлично, то в будущем даже небольшая неудача может быть шоком для него, и он может быть к ней не подготовлен – ведь он же был лучшим учеником, окончил школу на одни пятерки – и вдруг неудача… И в данном случае главное, чтобы сами взрослые не относились так однозначно к школьной успеваемости, понимали, что школа развивает некоторые базовые навыки, которые будут необходимы в будущем, и одним из таких навыков является способность как достигать социального успеха (хорошей оценки), так и справляться с теми ситуациями, когда успех не достигается. Как при обучении езде на лошади – вначале нужно научиться правильно падать.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет
%d такие блоггеры, как: