"Молодежная газета" г.Уфа

От Юберлингена до Штутгарта

Posted on: Май 26, 2011


Делегация Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО посетила с рабочим визитом Германию

Много веков назад Юберлинген избежал осады. С тех пор в этот день все горожане, от крохотных детей до почтенных матрон, одеваются в национальную одежду и принимают участие в торжественной процессии по улицам города. Открывает праздник пастор, благословляющий процессию. «Ave, ave, ave...» – несет по узким мощеным улочкам многоголосье эха.

Международный образовательный проект «Профессиональные компетенции в европейском контексте» в этой поездке был представлен тремя направлениями – образовательным, логопедическим и театральным.

Меня как бывшего педагога и представителя «Молодежной газеты» в первую очередь интересовали, конечно же, различные типы образовательных учреждений Германии. Было крайне любопытно посмотреть: а как там у них?
Первой в графике посещения стояла Вальдорфская школа города Юберлинген земли Баден-Вюрттемберг.
За городом, в роскошном лесу с вековыми высоченными деревьями, я увидела школу своей мечты. На просторных пришкольных лужайках играли выбежавшие на переменку дети, беседовали и перекусывали на удобных, выточенных из цельных стволов, скамеечках старшеклассники, невдалеке, под тентом, на верстаках что-то вытачивали из камня и лепили из глины ребята и девушки в рабочих фартуках… «Майский день! Именины сердца», – почему-то вдруг всплыла в памяти гоголевская цитата.
Внутри здание школы было наполнено светом и напитано живыми лесными ароматами, ведь главный отделочный материал Вальдорфской системы – натуральное дерево. Классы оформлены очень просто, но функционально, а коридоры больше похожи на галереи современного искусства – везде фотовыставки, экспозиции коллажей и живописи, забавные утилитарные тематические инсталляции, которые (!) никто из школьников не трогает, не развинчивает и не разбирает. «Это у вас постоянная выставка работ самых талантливых детей?» – поинтересовались мы. «Нет, это работы выпускников, а экспозиции постоянно меняются».
Когда я училась на худграфе, мы постоянно дискутировали на тему: возможно ли научить прилично рисовать любого, даже первоначально не имеющего склонности к рисованию, ребенка. Вальдорфская система, проводящая рисование, скульптуру, музыку, хореографию, театр в тесном симбиозе с другими общеобразовательными предметами, ярко и убедительно доказывает: все дети талантливы, а задача педагогов – помочь раскрыть их творческие способности.
Эти необыкновенные школы придумал в начале двадцатого века знаменитый Рудольф Штайнер, который главной сутью педагогики считал развитие человека и его способностей. В таких школах, по его замыслу, должна царить удивительная атмосфера добра и любви, а учителя как духовные наставники должны прививать своим ученикам непреходящие азы нравственности и добродетели.
Нам посчастливилось побывать на занятии по ойритмии, которую для школьников проводили профессионалы из Штутгарта. Завораживающее действо! Оказывается, красоту ритма можно показать танцем не только под музыку, но и под чтение стихов и даже речитатива! И более, чем выступление артистов, меня впечатлила культура зрительного зала. Никаких светящихся в темноте сотовых телефонов, бесконечных писков smsок, шептания и шуршания. Полная тишина. В школе, кстати, не приветствуются магнитофоны, плееры – только живая музыка.
В школу ЮНЕСКО им. Ерга Цюрна мы попали, когда там проходила забастовка учащихся. Старшеклассники бастовали против решения завхоза отнять у них кабинет, где они хранили музыкальные инструменты и проводили свободное время. Молодой лидер очень энергично призывал в микрофон однокашников не сдавать позиции и требовал у администрации школы пересмотреть принятое без их участия решение. «Nicht, nicht, nicht!»– дружно скандировала толпа. А учителя? «Мы должны уважать право своих учеников на выражение своего мнения. У нас ведь свобода слова», – огорошил нас один из педагогов.
Впрочем, к забастовке захотели присоединиться далеко не все. Шли занятия в лабораториях по химии и по биологии, в автослесарной мастерской. «А вы почему не бастуете, как все?» – спросили мы у ребят. «Некогда. Работы много. И почему мы должны быть, как все?» – «А поступать в высшие учебные заведения будете?» – «Посмотрю еще, наверное, нет», – ответил нам на чистом русском этнический немец, переехавший в Германию вместе с родителями восемь лет назад из Казахстана. Его одноклассники тоже не высказали горячего желания стать банкирами, юристами или экономистами. Уважение и заинтересованность школьников к будущим рабочим специальностям – вот один из трех китов экономического благополучия этой страны.
Чрезвычайно понравилась мне и Академия развития образования в Бад-Вильдбаде. Курсы повышения квалификации учителей проходят в курортном городке с чистейшей экологией, и преподаватели не только вооружаются новейшими разработками педагогики (причем бесплатно, за счет земли Баден-Вюрттемберг), но и могут поправить свое здоровье.
В Юберлингене мы посетили место гибели башкирских детей в чудовищной авиакатастрофе, произошедшей девять лет назад. У памятного обелиска стояли свежие цветы, шелестели подросшие березки и рябинки, посаженные родителями, а мы все не могли сдержать слез: такой ужасающей несправедливостью казалась та цепь трагических случайностей. Слишком уж сказочными были голубые дали за Боденским озером, а от нереальной красоты открывающейся с горы панорамы перехватывало горло. Умереть в таком месте? Этого просто не должно было случиться!
В целом поездка получилась очень творческой, насыщенной различными встречами, мероприятиями и чрезвычайно нужной для педагогов и руководителей. Ведь, как сказал поэт: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии…»
И бесценный опыт поездки мы оценим чуть позже, когда улягутся эмоции, забудутся некоторые транспортные трудности нашей экспедиции, а все хорошее мы будем тепло вспоминать и применять полученные крупицы опыта в ежедневной практике.

Эмилия Завричко,
Фото автора.

Что больше всего понравилось и запомнилось

Марина Мавлютова, директор школы № 35 г.Уфы:

– Впечатлили условия, в которых учатся дети Германии и работают учителя. Комфортные классы, оборудованные лаборатории и мастерские, чудесные пришкольные участки и дворики, где дети отдыхают на переменах и занимаются спортом.
Достойная зарплата преподавателей влияет на радующую глаз гендерную статистику: в педагогических коллективах более 60 процентов мужчин.

Ирина Киекбаева, директор гимназии № 39 г. Уфы:

– С 2008 года наша гимназия является «Ассоциированной ЮНЕСКО». С 2009 года мы работаем в авторском проекте «Поколение ХХI века в диалоге европейских культур». Для его реализации стараемся использовать все возможности для установления международных контактов. В гимназии изучаются английский, французский и немецкий языки. Сотрудничество в рамках проектов ассоциированных школ ЮНЕСКО помогает учащимся использовать полученные знания на практике. В 2010 году администрацией гимназии в городе Юберлинген был заключен договор о сотрудничестве с Вольфдорской школой и школой Йорг-Цёрн Геверберуфшуле, которая также является ассоциированной школой Юнеско.
Поездка в мае 2011 года позволила конкретизировать содержание и концепцию совместного проекта «Мир в капле воды». В октябре 2011 года планируется поездка делегации учащихся и педагогов гимназии в г. Юберлинген, где пройдет совместная конференция по вопросам исследования и сохранения водных ресурсом в мире и будут представлены культурная и образовательная программы.
Этот обмен особенно актуален в свете обоюдной договоренности Президента РФ Д.А. Медведева и Федерального канцлера Германии А. Меркель, которые объявили 2011 год, Годом российско-германского взаимодействия в области молодежных научных исследовательских проектов.

Римма Габдрахманова, директор школы № 25 г. Уфы:

– Вызывает восхищение система курсовой переподготовки учителей, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Нестандартные подходы к «мастер-классам» на этих курсах вызывают ответную реакцию креативного фонтанирования педагогов, которые потом, несомненно, найдут «золотой ключик» к развитию талантов своих учеников.
Произвела приятное впечатление обер-бургомистр Юберлингена. Умная, улыбчивая, дружелюбная, простая в общении, но компетентная. Одним словом– сильная натура. Эта симпатичная молодая женщина руководит городом уже восемь лет, и ее «женская рука» чувствуется в идеальной чистоте и порядке города.

Римма Ахмадиева, специалист отдела образования городского округа г. Нефтекамск:

– По должности я курирую иностранные языки и курсовую подготовку педагогов Нефтекамска. Поэтому мне было чрезвычайно интересно посетить Академию развития образования в г. Бад-Вильдбаде, где нам очень четко была представлена система профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников. В целом поездка оказалась не только познавательной, но и развивающей, открывающей новые грани в привычных сферах деятельности.

Михаил Рабинович, заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан, художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра РБ:

– Мы в прошлом году в сентябре приезжали в Германию с гастролями, которые прошли весьма успешно. «Голубая камея» в Королевском театре Бад-Вильдбада произвела фурор. Нас очень тепло принимали, хотя спектакль шел на русском языке. Мы подготовили небольшую аннотацию на немецком, и этого оказалось вполне достаточно для мюзикла, полного фееричного действа, хореографии и красивого вокала.
Сейчас мы съездили в Берлин и договорились о новых гастролях. Очень хочу, чтобы и к нам приехали театральные коллективы Германии. Надо «дружить домами»! Это крайне необходимо для творческого и профессионального роста.

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: