"Молодежная газета" г.Уфа

ОбъЕГЭрим?

Posted on: 19 мая, 2011


Единый государственный экзамен: кто кого?

 Весна – время волнений и надежд. «Бородатая» эта фраза не только к влюбленным относится. Пожалуй, по остроте не уступают ничуть любви душевные терзания тех, кому предстоит ЕГЭ. Не утихает с годами полемика на тему: а надо ли нам оно? Накал дискуссий при этом нимало не снижается по мере удаления от мегаполисов. Наоборот, в глубинке, где все друг друга знают не только в пределах школьных стен, они приобретают неповторимый колорит.

Без минусов не бывает плюсов
– Пожалуй, однозначного отношения к ЕГЭ в сегодняшнем виде нет ни у кого. Думаю, даже у его разработчиков, – начал беседу начальник отдела образования Татышлинского района Адегам Фарвазетдинов. – Давайте начнем с плюсов. Считаю, что единый госэкзамен оправдывает себя, прежде всего, с точки зрения объективности. Наконец-то дети из нашего района начали уверенно поступать в ведущие вузы Москвы и Питера, куда прежде не могли достучаться. Это – главное преимущество. Но минусов, увы, пока больше. Остановлюсь только на некоторых. Вот смотрите: дети из сельских школ сдают экзамен наравне с учениками специализированных заведений. В итоге выпускника, который, скажем, решил продолжить образование в сельхозтехникуме, куда принимают фактически всех записавшихся, мы натаскиваем наравне с его ровесником, метящим в МГУ. Для чего, спрашивается? Дифференцированный подход необходим. Учителя сегодня высказывают законные претензии: у них нет времени для ответов на вопросы из класса. Нет возможности обстоятельно осветить ту или иную тему – все посвящено отработке, доведению до автоматизма навыков, которые понадобятся на госэкзамене. О развитии речи, творчестве учеников говорить не приходится. ЕГЭ не позволяет судить о способности ребенка мыслить логически, все делается, как на экзаменах в ГИБДД: знаю – не знаю. Личные качества экзаменуемых не учитываются совсем. Есть ведь, например, тугодумы, которые, тем не менее, приходят к совершенно верным решениям. Уверен, на экзамене необходимо личное общение учителя и ученика. Чтобы первый мог задать дополнительные вопросы. Ведь, бывает, из-за волнения даже круглый отличник такого нагородит – хоть за голову хватайся. А самый безобидный наводящий вопрос способен вернуть его в нужное русло. Индивидуальный подход всегда считался одной из основ образования. Теперь же что получается? Вот я – сельский учитель, знающий своего ученика от и до. И уверен, предметом, который я веду, он не владеет. Тем не менее, на ЕГЭ получает очень высокий балл. Помогли тем или иным способом? Возможно, но возможно и другое. Путем механической зубрежки в течение пары недель вечный троечник может оставить за бортом постоянного победителя олимпиад. Думаю, с ЕГЭ немного поторопились. Сначала надо было внедрить государственные стандарты образования, что делается сейчас. Отсюда очень много разночтений, в экзаменационных картах встречаются внепрограммные задания. И еще, единый госэкзамен никак не отражает национальных особенностей. Есть ведь башкирские, удмуртские, марийские школы, где преподавание ведется на родном языке. Но в Москве и в селе Акбулат экзамены сдают по единой карте. Надеюсь, все это учтут. Остается только ждать. Лично я одним из путей решения проблемы вижу альтернативный подход к экзаменам – это когда ученик может по собственному выбору либо отвечать по карте, либо сдавать «вживую», по билетам, как было раньше.
Не обошел Адегам Магданович стороной «потусторонние явления», или помощь извне при сдаче ЕГЭ. Схема проста: где-то через полчаса после начала экзамена задания спускаются «группе поддержки». Совместный мозговой штурм – и ответы доставляются по адресу. Причем сотовый телефон, который отныне вне закона при сдаче ЕГЭ, на моей памяти использовался лишь однажды.
– Во-первых, те, кто помогает ученикам, – я имею в виду делающих это небескорыстно – должны помнить, что тем самым они нарушают закон, за что предусмотрена довольно серьезная ответственность. Штраф за содействие в решении и передаче может достигать пятидесяти минимальных окладов. Во-вторых, запрет на пронос в класс телефонов должен перекрыть самый главный все-таки канал обмена вопросами-ответами. И в-третьих, ученики и родители должны понять – обманув нас, себя они обманут еще больше. Хорошо, поступит благодаря отлично сданному ЕГЭ парень или девушка туда, куда пожелает. Но вот потянет ли дальнейшую учебу?

«Сыграем с государством в лотерею»
Сдача госэкзамена – это тот редкий случай, когда главными действующими лицами становятся ученики. Сейчас, накануне последнего звонка, выпускники уже выбрали жизненные ориентиры, во всяком случае – большинство. Юные татышлинцы, например, кроме обязательных математики и русского языка, решили, в основном, сдавать физику и историю.
Айгуль и Ирина, например, – поклонницы музы Клио, намерены пополнить ряды истфака БГУ.
– А с математикой как, девчата?
– Честно говоря, никак, – признается Айгуль.
– Неважно, – соглашается Ирина.
– Как же сдавать собираетесь?
– Ну-у… – после паузы. – Посмотрим. Видно будет.
– Мне сестра рассказывала, как раньше билеты тянули, – не без легкой бравады поделился Ильдар. – Вот там да, трудно было что-то сделать в случае чего. А теперь-то что? Я варианты ЕГЭ через Интернет уже с вечера знать буду. Как и ответы. Остальное – дело техники.
– Да и знать не будем – помогут, – перебивает товарища его тезка, тоже Ильдар. – Кто поможет? Да те же учителя.
– ???
– Не понимаете? Ладно, сдадим мы плохо. Так ведь им же потом и скажут: чему вы их там учили? Им это надо? Наблюдатели, говорите? Они и будут наблюдать, что помогли. Все ведь соседи, друзья-товарищи родителей. И те же учителя, кстати, тоже. «Мобилы» запретили в класс заносить? Что там Остап Бендер говорил о количестве легальных путей обхода законов? (парню по литературе без экзаменов «пятак» можно ставить – авт.).
Рашит более краток и афористичен:
– ЕГЭ – это что? Лотерея, если по правде. Вот и сыграем с государством в лотерею. В орел-решку. И посмотрим, кто кого объЕГЭрит, – смеются все, хитро поглядывая на собеседника.
– Ни списывать, ни что-то еще делать в этом роде не собираюсь, – рассуждает Михаил. – Учился вроде неплохо, вот и проверю, на что способен. К тому же после школы намерен отслужить в армии, чтобы в долгий ящик не откладывать. И, возможно, стану военным-контрактником. На селе сегодня денежную работу найти трудно, хоть какого цвета у тебя диплом будет. А вот двоюродные братья у меня оба – контрактники. Нормально служат и достойно получают.
В унисон с Михаилом, как ни жаль, мыслят не многие. Исключительно на свои знания полагаются те, кто действительно к этим знаниям стремился за школьной партой. Они, увы, в меньшинстве. Но будем честны: не мы ли, взрослые, сами привели к тому, что корпеть над учебниками, получать «пятерки», учиться с душой стало не престижно? Что в нашей жизни нужные связи с нужными людьми куда важнее самого распрекрасного школьного аттестата и вузовского диплома? Но ведь есть масса горьких поистине примеров того, сколь непрочен этот круг. Где-то, когда-то он вполне может разомкнуться – и не поможет уже Интернет, мобильник, всезнающий родственник и услужливый сосед-учитель. А пока… Скоро ЕГЭ! Орел или решка?

Андрей Ничков.

Оставьте комментарий

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

  • Нет