"Молодежная газета" г.Уфа

За Щитовым Никитой

Posted on: Май 13, 2011


В гостях у «МГ» побывал воспитанник уфимского хоккея

Никита с женой Верой.

В составе ХК «Салават Юлаев» нет ни одного воспитанника собственной школы, если, конечно, не считать 21-летнего нападающего Александра Панкова, который время от времени привлекался к играм регулярного чемпионата КХЛ. Но несмотря на это, радует, что уфимские игроки являются востребованными в российских клубах.
Один из них – 27-летний защитник нижнекамского «Нефтехимика» Никита Щитов.

Именно ему в 16-летнем возрасте пришлось покинуть Уфу, так как он не подошел для второй команды «Салавата Юлаева». Попрощались с ним с формулировкой «Бесперспективный!» Прежде чем Никита нашел свою команду, он изрядно помотался по глубинке, меняя клубы практически каждый месяц. Щитов как никто другой знает, что такое хоккей на периферии и каким образом достается успех.

Скитания по стране в поисках работы

– Мой отец – врач-педиатр скорой помощи. Однажды он приехал на вызов к пациенту. В ходе беседы выяснилось, что мужчина является детским тренером по хоккею. Они пообщались, и отец привел меня в СДЮШОР «Салавата Юлаева» в шестилетнем возрасте к Фариту Валиуллову. С тех пор я и играю в хоккей.
Так получилось, что в выпускной год в хоккейной школе я на несколько месяцев бросил хоккей. Вскоре осознал ошибку, захотел вернуться, пришлось уговаривать тренера, чтобы взяли меня обратно. В итоге отношение ко мне было уже другое, играть за свой год меня не ставили, я только мог тренироваться. Меня это, естественно, не устраивало. Я пришел к тренеру Марату Азаматову, он тренировал демский «Локомотив» на стадионе «Труд», команда играла в первенстве Башкирии, попросился выступать с ними. В этой команде играли такие игроки как Рашид Гимаев, Олег Брындин, закончившие на тот момент карьеру профессионалов. У них я набирался мастерства с огромным удовольствием, считаю, что этот опыт в дальнейшем мне очень пригодился.

– Несколько ребят из вашего выпуска сейчас играют в КХЛ…
– Да. Начинали мы заниматься вместе с Дмитрием Макаровым, его брат Костя тоже с нами играл. В 11 лет в нашу команду пришел Игорь Волков, раньше он увлекался конькобежным спортом. Кстати, сейчас с Димой мы выступаем в одной команде.

– Прежде чем оказаться в команде мастеров, вам пришлось немало поездить по стране…
– В 16 лет после окончания СДЮШОР «Салават Юлаев» меня не позвали во вторую команду, а это значило, что будущее у меня весьма туманно. Но я не сдался и уехал с другом Дмитрием Парфеновым в Нижнекамск в фарм-клуб. Там мы поиграли полтора сезона. В «Нефтехимике» нам нравилось, нами были довольны, некоторых ребят стали подключать к команде мастеров, а нас – нет. Мы были молодыми и амбициозными, в один момент решили позвонить в клуб высшей лиги, чтобы нас взяли на просмотр, а в дальнейшем, возможно, и в аренду. Позже выяснилось, что тренеры между собой созвонились и указали нам на дверь, мол, пишите увольнительную по собственному желанию.
После этого Дмитрий решил делать карьеру рефери. Теперь он один из лучших арбитров КХЛ. А я продолжал искать подходящий клуб. Три недели провел в Череповце, потом неделю в Ухте, затем в Лениногорске подписали со мной контракт, однако отправили в Воронеж, а оттуда – в Тамбов. Я им не подходил и меня в очередной раз уволили. Летом, приехав в Уфу, самостоятельно готовился в тренажерном зале, обзванивал все клубы высшей лиги, которые могли бы меня взять. Познакомился с любителями хоккея, которые арендовали лед во Дворце спорта и играли ради своего удовольствия. Ребятам объяснил свою ситуацию и напросился в команду, чтобы кататься вместе с ними. Они вошли в мое положение, и я смог бесплатно заниматься хоккеем, за что им очень благодарен.
Позже пригласили в Орск, но по неизвестным мне причинам я им не понравился. Далее мой путь лежал в Нефтекамск, в то время еще «Торос» играл в первой лиге. Но и там не прижился, уволили со словами: «Никита, нам нужны игроки повеселее!» Мне стало действительно смешно. Время шло, нужно было определяться с будущим; стоял выбор – либо учеба, либо хоккей. Выбрал второе, несмотря на постоянные переезды.
Некоторая определенность появилась лишь в 2003 году, когда я приехал в хоккейный клуб «Металлург» (Серов). Тренеру Григорию Савельеву хватало одного взгляда, чтобы определить, чего стоит игрок, он поверил в меня и предложил остаться. После первых игр он мне сказал, что если я буду продолжать в том же духе, то через два года окажусь в «Салавате Юлаеве». Его слова стали пророческими, с его легкой руки так и случилось.

– После «Металлурга» ваши дела пошли в гору?
– Да. В Серове я провел два великолепных сезона. Об этом городе у меня остались только теплые воспоминания, несмотря на погоду. Серов находится на севере Свердловской области. В ноябре там морозы до минус 30 градусов. Играли мы в железном «ангаре», где было холоднее, чем на улице. На двери, помню, висела надпись: «Закрывайте двери, берегите тепло». В таких условиях воспитывали свой характер.
Попасть в суперлигу из Серова было практически невозможно, специалисты не посещали наши игры. Я поставил себе цель – во что бы то ни стало играть в суперлиге.
Жили мы всей командой на стадионе, лед был доступен, поэтому катался часами, работал самостоятельно.

– В 2005 году вы оказались в Уфе…
– Рафаил Ишматов набирал молодых ребят, делал ставку на своих воспитанников. Я подписал контракт с «Салаватом» на два года. Адаптироваться в суперлиге после высшей лиги для меня было тяжело, слишком большой контраст, все по-другому. Денис Хлыстов постоянно поддерживал, объяснял нюансы игры. На второй год сыграл две игры за «Салават», в состав не проходил, руководство Уфы отправило меня в «Торос». А позже на правах аренды взяли в «Нефтехимик». Кстати, тогда в Нижнекамске в одной команде играли сразу несколько уфимских хоккеистов: братья Макаровы, Женя Нурисламов, Хлыстов. Отыграл сезон за Нижнекамск, потом перешел в «Спартак», где и провел два с половиной сезона. В настоящее время я вновь играю за «Нефтехимик».

Продай клюшку, купи поесть

– В одном из интервью вы говорили, что вам приходилось продавать клюшки, чтобы покупать продукты. Неужели в хоккейных клубах было все так плохо?
– Во многих клубах мне не платили, приходилось продавать свои клюшки по дешевке любителям хоккея. А что мне еще оставалось делать? На эти деньги мы с ребятами покупали лапшу в пакетах за три рубля.

– Вы ходили на все игры плей-офф, хоккей вам не надоедает в течение сезона?
– Когда «Салават» встречался с «Ак Барсом», я ходил поддержать своего товарища Евгения Медведева, с которым мы вместе выступали еще в «Металлурге», а за магнитогорский «Металлург» играет мой друг Хлыстов. В «Атланте» – полсостава из «Спартака», естественно, хочется посмотреть на игру бывших партнеров.

– Ваш друг – арбитр в КХЛ. За три года существования лиги он судил матчи с вашим участием?
– Да, и я ему всегда говорю, что он замечательно работает.

– Хотели бы играть в родном городе?
– С одной стороны, может быть, да, а с другой – я уже настолько привык жить в других городах, что даже не знаю…

Играю в «Салавате»

– У вас фамилия подходящая для защитника…
– В защиту меня определил тренер еще в детстве. А мой друг Тоха однажды сказал: «Защитник расшифровывается так. ЗА ЩИТовым НИКитой».

– Сезон давно завершился, чем занимаетесь в Уфе?
– Провожу время с женой, с родными. Пару раз в неделю хожу кататься с любителями, которые в свое время мне помогли. Недавно в Караидель ездили, где играли с ветеранами «Салавата» против местной районной команды, занимались популяризацией хоккея.

– Расскажите, как познакомились с женой?
– Мы с детства друг друга знаем. Моя бабушка была репетитором английского языка у Веры. Мы часто виделись с ней. А потом я уехал на несколько лет в поисках работы. В 2005 году я играл в «Салавате Юлаеве». Однажды в такси я вдруг вспомнил о Вере, узнал ее телефон и сразу же позвонил. Начали общаться, пригласил на хоккей, чтобы она за меня поболела. Она спросила: «Где ты играешь?» Я сказал: «В «Салавате». На что она ответила: «Извини, в Салават я не поеду, слишком далеко от Уфы!».
Через некоторое время мы поженились. Благодарен бабушке за то, что нашла мне такую прекрасную жену.

– В Интернете есть ролик, где вы на льду «Уфа-арены» тогда еще с будущей супругой, где она стоит в воротах в свадебном платье и шлеме, а вы – в форме «Спартака» кидаете ей шайбу. Шайба оказывается коробочкой, в которой кольцо. Кто придумал сюжет?
– Идея моя, но были подсказки со стороны творческих друзей. Мы этот ролик на свадьбе показывали гостям.

– Помимо хоккея какие есть у вас увлечения?
– С женой нам нравится ходить в театры, на выставки, особенно, когда жили в Москве. Бывали в «Современнике», в театрах «Сатиры», им. Моссовета, «На Таганке», а в Уфе – в Русском драматическом.

Альфия ИЛЬЯСОВА.

1 Response to "За Щитовым Никитой"

Удачи тебе Никитос)) Это я Альберт с Зорге, мы с тобой вместе занимались у Фарита Хатабовича.

Добавить комментарий

