"Молодежная газета" г.Уфа

Танцы Францева

Posted on: Апрель 28, 2011


Восходящая звезда хореографии «Модерн» о творчестве, планах и любимом искусстве

 29 апреля весь танцующий мир отметит свой профессиональный праздник – Международный день танца. В преддверии этого события мы решили взять интервью у одного из самых интересных и известных уфимских хореографов современного танца Ярослава Францева, основателя и художественного руководителя коллектива «DanCe-Empire».

– Ярослав, перед нашей встречей я зашла на сайт «Империи танца» и поразилась. Тебе всего двадцать два года, но ты уже закончил УГНТУ, в этом году заканчиваешь отделение режиссуры Уфимской государственной академии искусств (то есть пять лет ты учился в двух вузах одновременно – на дневном и вечернем отделениях!), при этом ставишь хореографию в профессиональных театрах Уфы – Молодежном и Русском драматическом, руководишь огромным коллективом, ведешь детскую студию, участвуешь и побеждаешь в международных конкурсах и фестивалях… Как ты все успеваешь?
– Успевать все (увы!) не всегда получается. Бывает, жалеешь, что в сутках всего 24 часа. Я не привык сидеть на месте без дела, потому как это на меня наводит скуку и приводит в уныние. Если сижу дома более двух дней, просто чтобы отдохнуть от бешеного ритма, то к концу второго дня начинаю сам себе придумывать разные занятия. Вообще я для себя представляю жизненный путь, как лестницу, у которой не должно быть последнего этажа… Сделал – перешел на лесенку вверх, поэтому, скорее всего, дело не в часах, сутках или минутах. Когда человек хочет, он просто идет и делает.

– Спектакль башкирской труппы НМТ «Ромео и Джульетта», если честно, мне не понравился. Идея осовременить классический сюжет не нова, но как хороша и уместна в этих новаторских поисках твоя хореография! Драматические артисты танцевали почти как профессионалы. Сколько времени ушло на постановку и репетиции?
– Спектакль «Ромео и Джульетта» останется в моей памяти на всю жизнь. Дело в том, что с этой постановки началась моя театрально-постановочная деятельность на профессиональной сцене, к которой я давно стремился. И я очень благодарен режиссеру спектакля Ильнуру Муллабаеву за то, что он с самого начала работы дал мне полную свободу для творчества. На тот момент я уже был участником мюзикла «Голубая камея» в Русской драме и немного познал театральное закулисье. И прекрасно осознавал, что главное в хорошей и плодотворной работе над спектаклем – это найти общий язык с труппой и вовлечь актеров в сам процесс.
Мне повезло, мы сработались с труппой на «отлично», каждый старался на все сто, ребята просто горели от желания узнать что-то новое и необычное для себя в пластике и танцах. По их словам, они так не потели и не уставали от тренировок с момента окончания академии. Вся работа над спектаклем дала мне неоценимый жизненный и режиссерский опыт, ну и, конечно, придала уверенности в собственных силах и правильности выбранной профессии и дела. Мы сделали всю хореографию примерно за месяц.
После «Ромео и Джульетты» я поставил в НМТ хореографию и пластику спектакля «Двенадцатая ночь». Затем была очень интересная работа, но уже в Русском драматическом театре – в сказке «ДПЗ 3Д» (постановка Игоря Черкашина). Потом был спектакль «Экспонаты»…
В данный момент идет работа еще над одним спектаклем, где я отвечаю за пластику, танцы и акробатику, «Зимы не будет» в постановке Мусалима Кульбаева. Эта работа, я надеюсь, будет отличаться современной музыкой городских улиц, большой энергетикой и постоянным движением. То, что так интересно молодежи.

– С самого нежного возраста, буквально с пяти и до четырнадцати лет, ты занимался бальными танцами. А потом вдруг «ушел» в break-dance. Затем увлечение брейком плавно переросло в любовь к hip-hop-культуре. Какими направлениями занимаешься сейчас?
– Я занимался бальными танцами с 5 и до 19 лет. Но это совсем не мешало мне интересоваться и другими стилями и направлениями. Мне в первую очередь интересен сам танец, а его формы и стили – это уже второстепенно. Чем больше ты интересуешься разными направлениями, тем богаче впоследствии твой пластический и танцевальный язык. После приезда из Штатов я посоветовался с родителями и предложил открыть свою школу танцев. На что получил одобрительный ответ и поддержку во всем, что касается оформления бумаг, поиска помещения и других нюансов. За что хочу сказать им огромное спасибо.
Идея назвать школу «Dance Empire» пришла сама собой, так как я действительно хочу создать один, пускай небольшой, но очень дружный и сплоченный коллектив. В основном сейчас я очень плотно занимаюсь и пытаюсь развиваться в двух стилях – это хип-хоп и хаус. Ездим с ребятами на баттлы и соревнования, у нашего коллектива много побед и призов. Почему именно эти стили? Все идет от любви к музыке. Слушая хип-хоп или хаус, я просто растворяюсь и получаю удовольствие. Хотя не могу сказать, что тот же паппинг или локинг, и даже крамп и модерн мне не интересны и я их не развиваю. Я стараюсь не забрасывать ни один стиль, который начал изучать.

– Ярослав, ты прошел обучение по направлению хип-хоп в ведущей танцевальной школе MILLENIUM DANCE COMPLEX в США. Брал там мастер-классы у ведущих хореографов хип-хопа. Как ты туда попал и кто спонсировал твою учебу?
– Эта школа для меня была одной из таких вполне реальных «мечт». Изначально я хотел съездить в Штаты поработать и заодно попутешествовать. Есть довольно известная программа для студентов Work & Travel, по которой можно заработать в летние каникулы, ну и время для отдыха у некоторых даже остается. Начал собирать документы, а за месяц до отъезда пришла мысль: «А почему бы не попробовать поучиться хип-хопу на его родине?».
Начал искать по Интернету сайты танцевальных школ, академий и наткнулся на одну из самых известных и серьезных школ, где педагогами были люди, поставившие хореографию к фильмам «Шаг вперед», «Лапочка»… Так у меня появилась идея-«фикс». Правда, было одно «но». Это финансовая сторона вопроса. Родители помогли мне оплатить программу и билеты до Америки, но я, естественно, не стал просить еще и деньги на обучение. Рассчитывал на то, что заработаю их сам, уже в Америке.
Но заработать за короткий период времени должную сумму для перелета и проживания в Лос-Анджелесе – одном из самых дорогих и сказочных городов на западном побережье – оказалось непростой задачей. Потому что изначально я прилетел в маленький курортный город на восточном побережье, где и проработал около двух месяцев перед своим путешествием в «Город Ангелов». Ребята, которые со мной жили и трудились, узнав о моих планах, сказали, что я авантюрист и безбашенный. Только потом, в России, ко мне пришло осознание собственной наглости. В далекой чужой стране фактически на «птичьих правах» я умудрился попутешествовать и посмотреть даже намного больше, чем ожидал.
Работать, конечно, приходилось чрезвычайно много. Я устроился одновременно в три места (хорошо что американское законодательство этого не запрещает). Рабочий день начинался с 7 утра и заканчивался в час, а иногда и в два ночи… Плюс дорога до дома. Спать было почти некогда. Но я бы не сказал, что тогда я себя чувствовал ужасно, просто у меня была цель. И мечта.
Я работал и официантом в утреннем кафе, и на стройке… Работал даже маляром в бригаде мексиканцев. Очень забавный и своеобразный народ. На второй день бригадир решил устроить мне проверку на прочность. Дал в руки валик и показал, ехидно улыбаясь, объем работы. Нужно было выкрасить гигантского размера стену. На следующий день, когда он зашел проверить, как там у меня дела, его глаза были на затылке. «О! Русские, оказывается, тоже умеют вкалывать», – с уважением присвистнул он. После этого я вообще не имел никаких проблем со всеми мексиканцами на этом стройучастке. Они потом не раз приглашали меня к себе в гости, на вечеринки и праздники.
В Лос-Анджелесе я только учился, больше ни на что не оставалось времени. Попав в школу, о которой так мечтал, был просто счастлив. Старался использовать каждую минуту для впитывания информации. В тот момент я был единственным русским парнем в этой школе. Учебный день у меня начинался с 10-11 утра… И до победного последнего мастер-класса, часов в 9-10 вечера.

– Расскажи немного о своем дипломном спектакле.
– Сейчас я заканчиваю УГАИ, и для моего диплома нужно поставить спектакль, желательно на профессиональной сцене. Конечно, можно было пойти по пути наименьшего сопротивления и взять пьесу на два-три действующих лица с простенькой драматургией, но мне хочется сделать качественный и современный спектакль, на который можно пригласить не только дипломную комиссию, но и простого зрителя. Не буду загадывать, чтобы не сглазить, но мне кажется, что что-то уже складывается.

– Удачи вам! Ждем приглашения на премьеру.

Беседовала
Эмилия Завричко.

Добавить комментарий

Самое читаемое

Рубрики

Топ кликов

